Блоги
12 октября 2025 | 09:34

Jeep Wagoneer: внедорожник, опередивший Range Rover

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Фото: журнал QAZ-Auto

На сегодняшний день рынок внедорожников разросся настолько, что потеснил своим разнообразием даже сегменты противоположной направленности. И это при том, что каких-то пятьдесят лет назад автомобили с полным приводом привлекали только людей, занимающихся сельским хозяйством.

На сегодняшний день рынок внедорожников разросся настолько, что потеснил своим разнообразием даже сегменты противоположной направленности. И это при том, что каких-то пятьдесят лет назад автомобили с полным приводом привлекали только людей, занимающихся сельским хозяйством.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже очень давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

Простота – залог успеха

Развить полноприводный потенциал мирового автомобильного сектора "помогла" вторая мировая со своими безумно длинными и раскисшими дорогами. Уже в начале сороковых почти каждый автопроизводитель из стран, участвующих в войне, в срочном порядке взялся за проектирование транспортных средств повышенной проходимости, в число которых вошли как многотонажные грузовики и тягачи, так и легкие штабные машины.

Фото: журнал QAZ-Auto

Многие компании, дабы облегчить себе задачу, избрали путь дооборудования уже существующих гражданских версий второй ведущей осью. Остальные же решили проектировать подобные авто с чистого листа - и не прогадали, так как переработка моноприводного авто в полноприводное сильно усложняла техническую часть, а, следовательно, и будущее техническое обслуживание.

Одним из первых, вставших на верный путь, оказался американский производитель Willys-Overland Motors, который представил в 1941-м свою модель МВ (тест Willys MB, опубликованный ранее (ссылка). Благодаря этому неприхотливому юркому внедорожнику, который поставляли по программе лэнд-лиз всем союзникам, к 1945-му компания набрала бешеные обороты, снижать которые ее руководство не пожелало даже после окончания войны. Они искренне считали, что и в мирное время подобные машины смогут принести немало пользы.

Фото: журнал QAZ-Auto

Расширение границ

Испарившиеся вместе с пороховым дымом военные заказы подтолкнули "Виллис Оверлэнд" искать новые пути сбыта своей продукции. Но, как оказалось, кроме владельцев фермерских и охотничьих угодий подобные автомобили никого не интересовали - оставшееся большинство предпочитало простоте обслуживания обычный комфорт.

Фото: журнал QAZ-Auto

Выход из сложившейся ситуации виделся в одном: создание внедорожника с подобающим уровнем комфорта. Первым детищем стала модель с жестким верхом Jeep Station Wagon, представлявшая собой слегка облагороженный и увеличенный в размерах Виллис МВ.

Фото: журнал QAZ-Auto

Однако этот автомобиль был не в состоянии поправить ситуацию, ведь он имел все ту же утилитарную внешность и сравнительно малое внутреннее пространство. Требовалось абсолютно новое творение, созданное, как когда-то Виллис МВ, с чистого листа.

Таким образом, в 1963 году на всеобщий показ был выставлен полноприводный автомобиль Jeep Wagoneer, открывший дорогу в новый и совсем не тронутый сегмент рынка люксовых внедорожников (многие ошибочно отписывают данную заслугу Range Rover, и это при том, что даже по официальной информации первый автомобиль этой марки увидел свет на семь лет позже).

Размер имеет значение

При своих исполинских размерах и огромной массе (в длину автомобиль был почти пять метров, а весил более двух тонн) базой для этого авто служила рамная платформа от относительно небольшой модели Jeep SJ.

Изначально "Вагонир" имел три типа кузова, среди которых было два SUV (3-х и 5-и дверные) и один пикап, предлагавшийся покупателям как Jeep Gladiator.

Фото: журнал QAZ-Auto

Силовых агрегатов для данной модели насчитывалось шесть, начиная от бюджетного 140-сильного R6 и заканчивая молниеносным 6.6-литровым V8. Также была возможность приобрести автомобиль с задним приводом и сделать выбор между механической и автоматической трансмиссией (последняя впоследствии стала входить в базовое оснащение).

Фото: журнал QAZ-Auto

Что касалось внутреннего убранства, то в нём присутствовало два полноценных ряда сидений, на которых без лишних вопросов размещалось шесть человек (речь о 5-и дверном SUV). Спинка заднего дивана складывалась, тем самым увеличивая в разы и без того немаленькое багажное пространство.

С оглядкой на европейский рынок была создана модификация с двумя раздельными передними креслами и кулисой КПП, торчащей не из рулевой колонки, а из трансмиссионного туннеля.

Фото: журнал QAZ-Auto

Спустя пять лет после начала производства, заметив определенные потребительские тенденции, руководство принимает решение об увеличении уровня комфорта на топовых версиях и снятии с производства заднеприводной модификации, а также пикапа "Гладиатор" (трехдверный "Вагонир" был снят с производства еще в 1964-м). Таким образом, к концу шестидесятых Jeep Wagoneer становится на сто процентов первым полноценным представителем полноразмерных люксованных внедорожников.

Что американцам хорошо...

За двадцать восемь лет конвейерной жизни "Вагонир" претерпел немного технических изменений и перенёс всего несколько легких косметических операций. Не раз выходили его лимитированные партии, а к завершению производства была подготовлена финальная серия.

Фото: журнал QAZ-Auto

Его оставляли на производстве и держали во главе линейки внедорожников даже, когда компания переходила из рук в руки (Виллис Оверлэнд – Джип Кайзер – Крайслер). Все это делалось из-за того, что в свое время многим американцам пришлось по душе сочетание несочетаемого.

Им понравилось сидеть высоко, глядеть далеко, брать в путешествие всю семью и огромное количество вещей, тянуть по бездорожью за собой моторный катер или какой-нибудь дом на колесах, и при всем этом чувствовать себя как в салоне шикарного легкового автомобиля.

Фото: журнал QAZ-Auto

Хотя, если более детально разобраться с последним, выяснится, что комфортно управлять двухтонной махиной, не вызывающей ничего кроме уважения, можно было только на территории США с её широченными улицами, огромными кольцами развилок, множеством парковочных мест и относительно приемлемой стоимостью топлива, по отношению к уровню жизни населения.

Для Европы, с абсолютно противоположной инфраструктурой, подобный автомобиль был слишком огромен, неповоротлив, недостаточно чёток в управлении, медлителен и имел устаревшую внешность. Единственное, на что не могли жаловаться европейцы, так это расход топлива: в городском режиме внедорожник, оснащённый силовым агрегатом 4,2 литра, потреблял всего 13 литров бензина, причем не самого высшего качества.

Фото: журнал QAZ-Auto

P.S. Вступая в последнее десятилетие двадцатого века, Крайслер решает, что в новом времени нужно идти только с новыми автомобилями. Многие "иконы", включая "Вагонир" отправляются на покой, а их великие имена отдаются другим автомобилям, не имеющим ничего общего с предшествующими моделями.

Ранее в нашей рубрике мы писали:

Реклама
Реклама