Друзья!
Друзья!
Сегодня завершаем очередную главу моей книги "Қарашаңырақ", посвященной традициями и обычаям наших предков. Мы говорили о том,
Как казахи придумали свой календарь
Часть II
Таким образом, в представлении кочевников жизнь человеческая – это непрерывная цепочка событий. А цепь обычно рвется там, где тонко. А тонко – в местах соединений. То есть когда человек переходит из одного состояния в другое. Когда он заступает на территорию следующего мушеля. Когда он как бы зависает над пропастью. И висит так целый год. И его в этот период начинает реально колбасить. То есть начинают преследовать всякие неприятности: гаишники скручивают номера за неправильную парковку, периодически приходят повестки в прокуратуру, партнеры по бизнесу бессовестно предают, жены становятся похожими на своих престарелых мам, простатит предлагает тебе полюбовный союз, а геморрой вообще набивается в ближайшие друзья, дети неожиданно взрослеют, внуки перестают уважать, а начальники больше не приглашают на свои днюхи… Что для настоящего казаха является настоящим потрясением и чего настоящий казах пережить уже не в состоянии.
Словом, проблемы валятся одна за другой, а все потому, что живет человек на крохотном перешейке. На узеньком таком мостике, где хвостик одного возраста тоненько припаян к носику другого. И в этот момент его не без оснований начинают искать страховые агенты…
Одним словом, мүшел жас – это високосный год в масштабах отдельно взятой человеческой судьбы.
© Дудин С.М. Қазақстан, 1899 ж.
Как его преодолеть, поскольку избежать невозможно?
Помню, старики в нашем ауле говорили, что в период мүшел жас надо очень внимательно относиться к жизни и беречь себя. Я, правда, не совсем понимал, что это означает – "беречь себя"? Не садиться на дикого осла, что ли? Или же не лазить вилкой в розетку? С возрастом дошло: оказывается, имелось в виду "не совершать ничего худого". То есть воздерживаться от плохого. Не бузить. Не пакостить. Тем самым ты как бы спасаешь себя. Бережешь. Короче, если ты хочешь оградить себя от неприятностей, не нужно дергать тигра за усы. Жизнь – бумеранг. Бросил камень в кого-то, а он обязательно прилетит тебе в затылок.
А еще нужно знать и помнить традиции. За каждой из них стоит многовековой опыт. И это не просто пафосный церемониал или ритуальное представление. Это твой оберег. Твой спасительный круг. Практическая инструкция к жизни. В этих традициях и обрядах объясняется, что делать со своей жизнью, как придать ей смысл и как сохранить в себе человека.
Помню, в мой первый мушель ажешка раздала все мои старые вещи далеким и близким. Я не понял. Даже обиделся. Это ж были мои (!) вещи. Потом в доме накрыли небольшой дастархан, собрали соседей…
Они не стали соревноваться в красноречии и не произносили пышных тостов, не стали дарить мне подарков и желать крепкого здоровья, вообще меня в этот день не особо замечали и говорили о чем-то отвлеченном. Намекали на бренность бытия, на зыбучесть песка, на неуловимость ветра, на текучесть воды… И попутно как бы мимоходом просили, чтоб я держался, чтоб страсти мои не сломили мой мятежный дух. Чтоб я не озлобился. Чтоб заранее простил обидчиков. Чтоб не носил в себе мести, прекратил сквернословить, перестал таскать яблоки из чужого сада и так далее. Вместе с тем говорилось, чтоб я вел себя прилично не только в этот переходный период, но и после. Чтобы мои добрые поступки превратились в привычки, ибо только так можно поладить с таким неуловимым и ускользающим понятием, как время.
Кстати, муллу в тот день не позвали. Сказали, что он тут не нужен.
Это я потом узнал: оказывается, мушель – календарь тенгрианский. Он не имеет отношения к исламу. И это, скорее, даже не календарь, а философия. Созерцательное отношение к цикличности и бесконечности.
Фото ©Турар Казангапов
В чем главная фишка?
Фишка в том, что в григорианском календаре имеется начало. И, как мы все уже знаем, в нем предполагается и конец – апокалипсис. Он должен вот-вот наступить, но всякий раз откладывается. По разным причинам. В этом смысле библейские обещания чем-то похожи на заверения нашей власти о наступлении всеобщего благоденствия. Вообще, я заметил: обещать рай на земле это больше не философская, а политическая установка, на которой сделали карьеру многие святоши со времен египетских жрецов.
У кочевников не было ни того, ни другого. Я имею в виду – ни начала, ни конца. И лично мне это близко. И понятно. Время ведь бесконечно и движется по кругу. И жизнь человеческая в понимании степняков - это один большой круг. Человек в итоге возвращается туда, откуда пришел. Да и вообще, все в мире возвращается к своему началу. Волна бьется о берег и снова уходит в море. Яйцо производит курицу и снова превращается в яйцо. Вода падает с неба вниз дождем и поднимается паром в небо…
Чем-то напоминает Экклезиаста, не правда ли? ("Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки. Восходит солнце, и заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит"
Красиво.
Но самое главное в этой философии то, что в ней звучит призыв "не множить зла". Его и без того слишком много в этом мире. Но ты можешь противостоять ему практикой малых дел. Добрых дел. Помоги сирому. Помоги убогому. Помоги путнику, случайно проходившему мимо. Накорми его, предоставь ночлег. Тенгри велик. Он все видит и все знает. И он тебе поможет. И все тебе вернется сторицей.
Во всем остальном есть привычные всем понятия. Из двенадцати частей состоит тело человека. Как и животного, впрочем. Того же барана, в частности. Так и высказывают пожелания иногда: "Он екі мүшелің түгел болсын" – "Да будут целы все твои двенадцать частей".
Есть двенадцать месяцев, которые представляют двенадцать зверей. Первой стоит мышь, последним – кабан. Между ними все остальные: корова, барс, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица и собака.
Думаю, стоит рассказать, что наши предки думали об этих животных. Как они их характеризовали. Это тоже интересно.
Мышь – животное скромное и целеустремленное. Она всегда ищет пищу. И что особенно важно: ищет и находит. По пути она преодолевает любые препятствия: прогрызает дыры и пролезает туда, куда ни один лев не сможет добраться. Поэтому в год мыши всем живется сытно и доходно.
Корова вроде бы тоже животное не злое. Полезное и мирное. Молоко дает. В Индии она считается святой. Хотя причем тут Индия? У них там тысячи богов, и среди них сотни две из мира животных. Но в истории степняков именно в год коровы приключались страшные беды. Поэтому казахи не очень ее привечают и предпочитают не резать крупный рогатый скот в их год.
Барс у нас животное сакральное. Год барса поэтому считается годом великих свершений. Но барс – хищник. Он очень скрытный. Кто хоть раз в жизни видел живого барса? Только в зоопарке. А в дикой природе? Мало найдется таких. Поэтому отношение к нему настороженное. Чего от него ожидать – никто не знает. Может и хорошее случиться, а может и наоборот.
Зайца казахи откровенно не любят. Заяц противный. И трусливый. И глупый. От него ничего хорошего не жди. В год зайца надо быть очень осторожным и внимательным. Заяц может подставить и сбежать. И ты его не догонишь.
Дракон – хороший животный… Впрочем, какой он животный? Он вроде как птица? Он же летает? Хотя… страус тоже птица, но он не летает. Тогда дракон, скорее, насекомый? Похож на гигантскую улитку. Не случайно год дракона у нас называют годом улитки. А там, где улитка, там вода. А там, где вода – там жизнь. Там богатый травостой. А это значит сытость и плодородие.
Что касается змеи, то чего тут говорить? Змея она и есть змея. Она холодная. И ядовитая. И гадкая. Хотя у кое-кого она считается мудрой. У наших предков змея вызывала отвращение и страх.
Фото ©Турар Казангапов
Лошадь - это наше все. Это самый казахский год. Самый любимый и почитаемый. В год лошади все будет ништяк. Даже если ты не будешь особо стараться. Лошадь сама тебе все принесет. Она добрая. И щедрая.
Ничем почти не уступает лошади наша уважаемая овца. Это год приобретений и удач. Всего хватает, всего вдоволь, а цены на нефть просто зашкаливают. Можно ничего не делать, "кошма валяться, беш кушать и потолок плевать". Что казахи и умеют делать лучше всего.
С обезьяной у нас сложные отношения. Какая-то она не совсем казахская, что ли. Чужая. Ее еще называют "мешін". В старину так называли дурных людей.
С курицей тоже не все так просто. В ее год тоже мало приятного происходит. То министром назначат какого-нибудь проходимца, то цены на бензин подскочат, то в тюрьму посадят порядочного человека, то рынки горят, а то и девальвация неожиданно обрушивается. Короче, с курицей лучше дружить на расстоянии.
То ли дело собака! Собака у казахов всегда была в почете. Она и защитит, и спасет, и предупредит. Вообще, собака огорчает человека только раз в жизни – когда умирает.
Ну а кабан… То есть свинья… Казах и свинья, сами знаете, понятия несовместимые. Тут уж ничего не поделаешь. Хотя многие мои друзья любят сало… И не только сало.
Что касается дней недели, то тут была такая градация.
Дүйсенбі (понедельник) – это начало недели. Он считался хорошим. В этот день желательно что-либо начинать, тогда и конец у нового дела будет удачным.
Сейсенбі (вторник) – плохой день. Он вообще ни туда ни сюда. Поэтому во вторник казахи старались ничего не предпринимать: ни строить, ни в гости ходить, ни жениться, ни разводиться...
Сәрсенбі (среда) – считался самым классным днем. Его так любили, что даже имена детям присваивали. В этот день все получается и все сбывается.
Бейсенбі (четверг) – тоже неплохой день. Это день духовного и физического очищения. То есть нелишним было в баню сходить. Ну в крайнем случае – в речке искупаться.
Жұма (пятница) – с приходом ислама этот день стал священным. С тех пор в этот день принято поминать ушедших, печь лепешки (шелпек), читать Коран, посещать мечеть. Да и вообще, кто не любит пятницу?!
Сенбі (суббота) – тоже неплохой день. Особенно для рыбаков и охотников.
Жексенбі (воскресенье) – обычный день. Ничего в нем особенного нет – ни хорошего, ни плохого.
Так что в итоге получается, что в понимании казаха неделя ничем особенным не грозит. В неделе почти нет плохих дней, за исключением, может быть, вторника. А что это значит? Значит, не надо ничего бояться. Отсиделся во вторник дома, а все остальные дни делай, что хочешь, и радуйся жизни.