Блоги
23 ноября 2017 | 12:52

Как можно получить дополнительные миллиарды для бюджета

Рахим Ошакбаев Экономист

Центр TALAP неоднократно выступал за сокращение дефицита республиканского бюджета и переосмысление приоритетов бюджетных расходов.

Центр TALAP неоднократно выступал за сокращение дефицита республиканского бюджета и переосмысление приоритетов бюджетных расходов.

Сокращение дефицита означает необходимость сокращения малоэффективных расходов, потому что из-за экстра-расходов поднимаются такие вопросы, как новые обязательные платежи типа ОСМС или снижение порога для постановки на учет по НДС и так далее.

Переосмысление приоритетов - потому что мы хронически и существенно недоинвестируем в человеческий капитал - в образование и здравоохранение, но наращиваем наши траты на уже тоже ставшее хроническим спасение банков, бессмысленное финансирование квазигоссектора и субсидирование околобюджетного зомби-бизнеса.

В республиканском бюджете с 2018 года мы уже будем тратить на обслуживание долгов больше, чем мы тратим на образование.

Вместе с тем зарплаты в сферах образования и медицины одни из самых низких, о чем не пишет сейчас только самый ленивый, но это не имеет никакого эффекта. Зарплаты повышаются кому угодно, но не учителям и врачам.

Недавно на циничный пассаж одного государственного мужа о том, что для того, чтобы повысить зарплаты учителям, нужно эти деньги у кого-то забрать, а забирать уже вроде как не у кого, мы давали развернутый ответ о резервах в виде очевидно неуместных трат на банки и квазигоссектор. В 2017 году мы разом передали банкам сумму, сопоставимую с бюджетом надбавок к зарплатам учителей, что позволило бы выровнять их со средним уровнем по регионам в течение десяти лет!

Помимо оптимизации расходов, есть также значительный резерв по повышению доходной части за счет налогов теневого сектора.

То, что лежит на поверхности, - в первую очередь, "теневой" рынок алкогольной продукции, который, по нашим оценкам, недоплачивает порядка (!) 50-60 миллиардов тенге в год. Напомним для сравнения, что десятки тысяч предприятий на упрощенной декларации платят 51 миллиард тенге.

При анализе Налогового кодекса мы обнаружили, что ставки акцизов на алкогольную продукцию за три года выросли в 2,8 раза, а на пиво - в 1,5 раза. В 2013 году акцизы на алкоголь обеспечивали бюджет на 30 миллиардов тенге налогов, поэтому мы ожидали увидеть почти 100 миллиардов тенге в 2016 году.

Но увидели всего 41 миллиард тенге. Это рост на уровне инфляции. То есть, увеличив акцизы в три раза в реальном выражении, мы не получили ничего.

Зато мы получили сокращение отечественного производства водки, составляющей основу алкогольной продукции. Подозреваем, что спрос остался такой же, только теперь все начали работать еще больше "всерую".

Но масштабы проблемы оказались шире.

Если пересчитать потребление алкоголя через налоги, с учетом структуры акцизов по видам, то получается, что Казахстан употребляет около 5,2 литра чистого спирта на человека в трудоспособном возрасте (15+ лет). Однако Всемирная организация здравоохранения на 2016 год дает иную цифру - 8,7 литра на душу. А значит, 3,5 литра потребляется "всерую" и 40 процентов рынка находится "в тени".

Если мы будем ориентироваться на структуру потребления алкоголя до роста акцизов, но с текущими тарифами, то получается, что бюджет недополучает порядка 50-60 миллиардов тенге налогов только с акцизов и только с одного продукта.

Для понимания этой цифры рядовым гражданином напомню следующие бюджетные статьи на 2018 год:

- обучение одаренных в культуре и искусстве детей - 1,3 миллиарда тенге
- оздоровление и реабилитация детей - 0,5 миллиарда тенге
- лечение военнослужащих, оказание медпомощи пострадавшим от ЧС - 5,6 миллиарда тенге
- молодежная политика - 0,1 миллиарда тенге
- мониторинг сейсмической информации - 0,4 миллиарда тенге

...и многое другое можно было бы обеспечить, если сократить "теневой" рынок алкоголя хотя бы наполовину.

На этом рынке менее 30 производителей, и мы уверены, что при настоящем желании налоговики и акиматы могли бы легко сократить теневой оборот и получать значительные дополнительные доходы для местных бюджетов.