Блоги
18 сентября 2018 | 15:18

Как звучит дыхание степи

Денис Максимов Музыкальный редактор Tengri FM

 "Но чтобы стоять, я должен держаться корней".

 "Но чтобы стоять, я должен держаться корней".

Б.Б. Гребенщиков

Вы когда-нибудь задумывались о том, на чем играют степной блюз, как звучит дыхание степи и какой инструмент задает ритм в жизни кочевника.

В начале было слово, точнее, легенда. Легенда о семи кюях.

В стародавние времена в одном далеком ауле жил старик, и было у него семь сыновей, и дом его был полная чаша. Но одной холодной зимой случился джут (толстый ледяной снежный наст, в связи с которым случался массовый падеж скота), народ остался без пропитания, и в семье старика поселилось горе. Смерть одного за другим забрала всех его сыновей. После кончины самого старшего сына Кании, старик выдолбил из полена сухого дерева инструмент, натянул на него одну струну из овечьей жилы, и поставив под нее подставку, исполнил кюй "Карагым" ("Родной мой"). После смерти второго сына Тореалыма скорбящий отец натягивает вторую струну и импровизирует кюй "Қанат сынар" ("Разбитое крыло"), третьему сыну Жайкелды он сочиняет кюй "Құмарым" ("Любимый мой"); четвертому, Бекену, посвящается кюй "От сөнер" (Погасшее пламя"), пятому сыну Хауасу слагает "Бақыт көшті" ("Утерянное счастье"), шестому сыну Жулзару - "Күн тұтылды" ("Затмившееся солнце"). После ухода последнего, младшего сына Кияса убитый горем старик натягивает седьмую струну и исполняет кюй "Жеті баламнан айырылып құса болдым" ("Горе от утраты семи сыновей").

Извлекая из инструмента звуки, полные печали, измученный отец в разных по характеру мелодиях показывает образы своих сыновей. Эти импровизированные мелодии получили дальнейшее развитие и дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием "Жетігеннің жетеуі" ("Семь кюев жетыгена"). Эта легенда дала название казахскому и тюркскому древнему струнному щипковому инструменту, напоминающему по форме лежачую арфу или гусли. Название "жетыген" по одной из версий можно расшифровать как "семь песен".

Древний жетыген выглядел как продолговатый ящик, выдолбленный из цельного куска дерева, на нем еще не было верхней деки и колков. При игре на таком инструменте струны натягивались рукой с наружной стороны. Позже верхнюю часть жетыгена покрывала деревянная дека, а под каждую струну подставлялись колки из асыков. Передвигая асыки можно было настраивать инструмент. Сближая строй - повышали и наоборот: раздвигая асыки - добивались понижения. В былые времена народные сказители играли на жетыгене перед охотой или походом, что служило залогом удачи.

В наше время в народных коллективах используют модернизированный инструмент, увеличив число струн до 15, музыканты добились расширения диапазона звучания. Такой жетыген отличается мягким, певучим звучанием.

А теперь, пожалуй, я расскажу вам о "братьях" жетыгена, родных и двоюродных. Наверное, самым близким "родственником" является китайский инструмент - цисяньцинь. Он, как и жетыген, имеет форму деревянного ящика и оснащен также 7 струнами. Цисяньцинь - древнейший инструмент, еще в III веке до нашей эры он входил в состав придворного оркестра самого императора. Цисяньцинь является неотъемлемой частью классической древнекитайской музыки. Можно сказать, что этот инструмент относится к мировым сокровищам человечества. Этот факт подтверждает то, что одна из самых известных композиций, исполняемая на цисяньцине, - "Текущая вода" - была включена в запись сборника "Шепоты Земли" и в капсуле на космическом корабле "Вояджер" отправлена в открытый космос. Хочу заметить, что в этот сборник также входили Симфония № 9 Бетховена и струнная серенада Моцарта "Ночная музыка".

Японский брат жетыгена - кото. Инструмент позаимствован, как и многое в Японии, из Китая, его "папой" является все тот же китайский цисяньцинь. Звучанием кото, как и в Китае, в основном наслаждались японские особы императорских кровей.

Жетыген по-фински - кантеле. В древности инструмент имел 5 струн, изготовленных из жил животных, которые параллельно натягивались на деревянный корпус с резонаторным ящиком. Горячие финские скальды (сказители) рассказывали древний народный эпос "Калевала", аккомпанируя себе на кантеле. Родственниками кантеле в большой семье этнических струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, удмуртский крезь и русские гусли.

На древних "лежачих арфах", они же хордофоны, играли, не только используя щипковую технику, но и как на ударных инструментах - извлекая звук специальными палочками. Один из самых известных таких инструментов - это цимбалы. Изображение такого инструмента было найдено на осколке вазы древнешумерской эпохи, ему приблизительно 6 000 лет. Цимбалоподобные инструменты были известны в Азии, Индии, Китае с глубокой древности. Простые в изготовлении и удобные при эксплуатации, они обрели жизнь в культурах разных народов. Существует мнение, что в середине V века нашей эры цимбалы были занесены в Европу индийскими цыганами, а от них перешли к малороссам, белорусам и другим славянским племенам.

Самым необычным "братишкой" нашего жетыгена является мадагаскарский инструмент валиха. В своем классическом варианте он представляет собой полый цилиндрический кусок бамбукового ствола. Струнами этому оригиналу служат полоски коры, отщепленные от ствола и натянутые на подставки, кстати, чаще всего число струн равно 7, вот ведь мистика, не правда ли. Могу лишь добавить, что на этом инструменте мадагаскарские ребята играют как на похоронах, так и на танцах.

Если вы никогда не слышали, как звучит степь, особенно весной, то вам просто необходимо услышать звук сазсырная. Сазсырнай - это древний казахский духовой инструмент, так называемая глиняная свистковая флейта. Представляет собой небольшую камеру в форме яйца с отверстиями для пальцев. По некоторым оценкам, история подобных инструментов насчитывает 12 000 лет. В Казахстане сазсырнай был найден на раскопках древнего городища Отрар.

В звучании сазсырная человек слышит, как поет степной ветер, и ощущает аромат цветущего ковыля. Звуки белорусской зазули наполняют воздух запахом беловежской пущи. Слушая перуанскую окарину, попадаешь в лес, который растет в предгорьях Анд.

Человек, играющий на сазсырнае, как бы является посредником между миром людей и миром духов. Эти чарующие звуки как будто появляются из другого измерения, они отвлекают нас от повседневных забот и заставляют задуматься о чем-то большем.

Наряду со славянскими гудухами и сопилками, с китайскими ксунь, казахский сазсырнай относится к классу инструментов под названием окарина.

К сожалению, нам пытаются преподнести совсем другую историю этой глиняной флейты. На самом деле окарина вовсе не является итальянским инструментом, придуманным в XIX веке. Сазсырнай и его собратья появились задолго до появления в человеческой культуре железа. Множественные археологические находки в Индии, Африке, Европе, Азии и в двух Америках подтверждают это.

Рисуя в своем воображении какого-либо мага, волшебника или странствующего монаха мы непременно представляем его с длинным покрытым резьбой посохом. И этот предмет, по нашему разумению, наверняка обладает сверхъестественной силой. Подобным посохом-жезлом, а в то же время музыкальным инструментом, у древних казахских шаманов-баксы и был асатаяқ. Асатаяқ - древнеказахский, древнетюркский шумовой ударный инструмент, его плоская верхняя часть украшена орнаментом, металлическими кольцами и подвесками. Он имеет открытый и резкий звук. Для усиления звучания и придания больших магических сил на асатаяқ прикрепляли шаманские колокольчики - қоңырау. Наряду с шаманским бубном-дангыра, асатаяқ использовали во многих ритуалах. С его помощью отгоняли злых духов и даже отпугивали волков. Также инструмент применялся в момент родов у казахских женщин.

Хочу рассказать вам о самом распространенном шумовом ударном инструменте - тамбурине. Можно сказать, что тамбурин представляет собой своеобразный симбиоз асатаяқ и дангыры, он выглядит как круглый обод с закрепленными на нем металлическими тарелочками или бубенчиками. Тамбурины издревле занимают особое место в шаманских обрядах, предсказаниях, танцах и других мистических практиках. Шаман вращает тамбурин на одной руке, закручивая энергетическую спираль, направляя движения параллельно движению своего магического танца. В руках опытного эзотерика тамбурин превращается в колесо, на котором он путешествует по всем трем мирам.

Современные тамбурины представлены в большом многообразии: от полукруглых форм до инструментов в форме звезды. Их применение также не знает границ: от фолк-коллективов до рок-групп.

Еще одним древнейшем шумовым ударным инструментом является марака (в простонародье - маракас). Это инструмент коренных жителей Антильских островов - индейцев таино, разновидность погремушки, издающей при потряхивании характерный шуршащий звук. В настоящее время мараки популярны на всей территории Латинской Америки и являются одним из символов латиноамериканской музыки. Как правило, музыкант, играющий на мараках, использует пару погремушек - по одной в каждой руке.

Изначально мараки изготавливали из дерева - игуэро. Крупные плоды игуэро, покрытые очень твердой зеленой оболочкой и достигающие 35 сантиметров в диаметре, индейцы употребляли для изготовления как музыкальных инструментов, так и посуды - калебасов различной формы. Для изготовления марак чаще используют плоды небольшого размера и правильной округлой формы. После удаления мякоти и просушки мараки наполняли мелкой галькой или семенами растений. Полностью инструмент был готов после того, как к полученной шарообразной погремушке прикрепляли ручку.

Теперь вы знаете, о чем поет жетыген, как звучит сазсырнай, воссоздавая дыхание великой степи, и чем служит асатаяқ для баксы.

Продолжение следует...