Блоги
11 февраля 2014 | 12:24

Кокаиновый бордель на Уолл-стрит

Олег Борецкий Кинокритик

Сыграть без грима волка или оборотня - признак незаурядного таланта. Лучше всего это удалось Джеку Николсону в "Волке" Майка Николса. То был фантастический ужастик. Совсем другое дело - реальный персонаж из безумного валютного мира, за которого взялся Леонардо Ди Каприо, уговорив Мартина Скорсезе снять это превращение. К слову сказать, волчий блеск нет-нет да и мелькнет в глазах Ди Каприо, выдавая сходство с оборотнем-Николсоном.

Сыграть без грима волка или оборотня - признак незаурядного таланта. Лучше всего это удалось Джеку Николсону в "Волке" Майка Николса. То был фантастический ужастик. Совсем другое дело - реальный персонаж из безумного валютного мира, за которого взялся Леонардо Ди Каприо, уговорив Мартина Скорсезе снять это превращение. К слову сказать, волчий блеск нет-нет да и мелькнет в глазах Ди Каприо, выдавая сходство с оборотнем-Николсоном.

 
Волк с Уолл-стрит - это  процветающий ныне мошенник-гедонист Джордан Белфорт. "Этот извращенный Робин Гуд за считанные часы обувал бедных соотечественников на десятки миллионов, оставляя их в карманах своей милой банды брокеров". Так написал о Белфорте Forbes, и это оказалось не разоблачением, а рекламой. В Америке ведь плохой рекламы не бывает, потому как "Америка - не страна, а бизнес". Со временем Белфорт сел в тюрьму за свои биржевые махинации и отмывание денег, а выйдя из нее через 22 месяца, выпустил пару книг о том, как стать богатым. Так что, Скорсезе снимал картину по сценарию самого Белфорта и на основе реальных событий о том, как заработать на крутую тачку, яхту, вертолет и в этом же ряду на бесстыдно соблазнительную жену-герцогиню.
 
 
В диких джунглях Уолл-стрит Белфорт превратил брокерскую контору в кокаиновый бордель. Деньги были нужны ему не для власти, а для непрерывного нарко-сексуального драйва. Без него жизнь превратилась бы для него в скуку, которая хуже любой тюрьмы. По признанию самого Ди Каприо, в этом фильме он играл современного Калигулу. Римский император-психопат мечтал достать луну с неба. Мечты Белфорта-Ди Каприо были куда приземленнее - шлюхи и наркотики.
 
Пятая совместная картина Скорсезе и Ди Каприо стала кульминацией общей темы, интересной и для старика Скорсезе, и для набирающего обороты Ди Каприо. Эта тема - маргиналы, асоциальные персонажи без тормозов и общественных норм. Для своих социопатических икон Скорсезе выбрал сначала Де Ниро, а потом Ди Каприо - славные парни, таксисты и отступники с мыса страха и острова проклятых. В свою очередь, ни Спилберг, ни Тарантино, ни Лурман не дали Ди Каприо то, что дал ему Скорсезе. И поэтому плантатор из "Джанго" и бутлеггер Гэтсби достигли своего "апофигея" в брокере с Уолл-стрит.
 
Мартин Скорсезе никогда не смог бы снять китч, но он сделал кэмп, превратив гедонизм и разврат в эстетику непристойности. Бессмысленно и глупо упрекать его в аморальности и героизации негодяев, потому что в этом - творческий метод Скорсезе. Его новая картина не знает стыда. В рекордном по количеству произнесенного слова f...k, в непрерывном потоке кокаиновых дорожек и голых проституток на яхтах, в офисах и самолетах, она купается в эйфории больших денег.
 
Картина Скорсезе ошеломительно бесстыдна. Скажу больше, она наркотична. Наркотиком, с неизбежным эффектом зависимости, здесь становится все: деньги, женщины, страсть, которую невозможно оценивать, а можно только описывать. Собственно, Скорсезе и занимается этим все три часа, показывая, как успех, выходя за свои пределы, превращается в беспредел.
 
В 2005 Ди Каприо получил "Золотой глобус" за "Авиатора", но остался без "Оскара". В этом году ситуация повторяется: "Золотой глобус" за "Волка" у него уже есть и теперь осталось дождаться "Оскара". По мне, так Лео уже давно заслужил награду Американской академии и в этом году имеет на нее все шансы.
 
Когда в начале "Волка" герой Мэтью МакКонахи, виртуозно отыгравший свой эпизод, дает Белфорту первый и незабываемый урок финансового беспредела, думаешь, что дальше экзальтированнее и безумнее уже некуда. Но то, что делает Ди Каприо поднимает планку настолько, что кажется, еще чуть-чуть и Лео доведет себя до разрыва аорты. Его монолог перед сотрудниками компании тянет на абсолютное пособие по экзальтации. Талант Белфорта - в создании искусственного ажиотажа. Так втюхивать брокерскую чушь мало кому удавалось. И Гордон Геко Майкла Дугласа из "Уолл-стрит" Оливера Стоуна - невинный скромник в сравнении с Волком-Ди Каприо.
 
Кроме того, в "Волке с Уолл-стрит" Лео продемонстрировал безупречное владение своим телом: от вдохновенной сексмеханики и пластики танца до нечленораздельного мычания и судорожного ползания под действием  метаквалона.
 
Пару лет назад документальный фильм "Инсайдеры" получил "Оскара" за то, что проколол оболочку финансовых мыльных пузырей. Скорсезе и Ди Каприо еще раз отыграли эту тему, то ли сатиры ради, то ли забавы для. В этой сатире нет морализаторства. Один лишь ритм чувственной эйфории. Экранный ЛСД с пролонгированным действием на три часа. По сути, это то же самое делание денег из воздуха, что и в "Социальной сети" Финчера, только с большим, термоядерным эффектом.
 
Итак, фееричный аттракцион Скорсезе по растлению молодежи с рейтингом 18+ удался на славу. Теперь на нравственном и духовном воспитании подрастающего поколения можно смело поставить крест. Впрочем, можно и не ставить. Это же не про нас кино, а про извращенную изнанку американской мечты, до которой нам нет никакого дела. Отчего же тогда так раскраснелись лица студенток, выходящих из зрительного зала?