Кто мы?

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Я люблю алматинскую осень. Впрочем, мне все времена года в нашем "милом южном провинциальном курортном городке" по сердцу. А в осени мне особенно нравится бабье лето - последние осенние теплые дни, когда не жарко и не холодно, только иногда в воздухе мелькнет запах хрустящей стылости, солнце ласкает низким соломенным светом, голубое небо прозрачно, а пряный запах преющих желтых листьев с засыпающих деревьев несет спокойствие и гармонию. Последние шашлыки и последние арбузы…
   
В противовес природе в казахстанской деловой и общественной жизни осенью начинается период сезонной активности. В этом году к ней (активности) добавились публичные заявления политиков и мнящих себя политиками. Неужели впереди досрочные парламентские выборы? А иначе зачем делать движения? Привлечь людское внимание к своим персонам? Надо, значит надо, пусть привлекают, это их работа, в конце концов, или призвание, только почему же такими некрасивыми способами? Зачем бить по больным точкам и наступать на мозоли? Ведь прекрасно знают слабые места казахстанского сообщества - отсутствие моноэтничности, единого языка и, тем более, общего вероисповедания, а в исламе, который вроде бы считается религией всех казахов по умолчанию (что, конечно, не совсем есть правда, да еще и с учетом исторической адаптации мусульманства, привнесенного на чужеземных саблях, под местные реалии в виде, к примеру, скрытого тенгрианства, осколков зороастризма и шаманизма, поклонения могилам и духам предкам), - отсутствие единогласно разделяемой верующими конфессии. Тем не менее, бьют и наступают, солью посыпают. Зачем им мир и согласие в стране, если есть шанс добраться до власти в этой самой оскорблениями и обидами разделенной стране? Тем более, что нефть пока не кончилась, и из власти даже при минимуме подвластного электората можно много чего еще есть выбить звеняще-шуршащего.
   
А может лучше по-другому? Может надо поискать что-то общее у всех нас, волею судьбы, родителей и более дальних предков, ставших гражданами Казахстана? Да, у нас нет и, скорее всего, в обозримом будущем не будет единой ассимилированной этнической общности. У нас нет и по объективным причинам еще какое-то время не будет единого языка. У нас нет и никогда не будет единой религии. Зато у нас есть общее государство, почти столетняя общая история и, надеюсь, практически общие культура и восприятие мира (менталитет, ментальность).
   
Про государство как объединяющий фактор писать не хочу: это точно уж дело политиков. Для меня важнее поискать рецепт того "клея", который может нам помочь превратить народ Казахстана в казахстанскую нацию. А начать придется, прежде всего, с тех людей, предки которых давным-давно обжили и удержали землю, ныне носящую имя "страна казахов" ("Казахстан"). Грустно, но как раз таки сами казахи первые демонстрируют отсутствие полного внутринационального единства (без учета устаревшего родоплеменного и современного имущественного расслоения) по причине формирования вокруг цементирующего билингвального ядра двух непересекающихся крайностей - чисто казахскоязычных казахов (вместе с примыкающими к ним оралманами) и казахов сугубо русскоязычных. Когда-то границы этих групп проходили по периметрам городов, а ныне не имеют четкой территориальной привязки.
   
Возможно, оралманы считают себя более всех достойными называться исконными гражданами этой страны, как сохранившие язык и уклад. Спорно. Они сохранили язык и уклад только потому, что их предки в тяжкие годы покинули страну. Мои предки и предки других казахов, которых с точки зрения оралманов можно считать не вполне "казахами" или совсем неказахами, здесь остались. Они, мои предки, - слабаки, ренегаты? Мой отцовский род был истреблен в 1937 году под корень (лишь несколько детей, включая моего отца, остались в живых), так, что его шежире невозможно восстановить. Мои родители и родители моей мамы, родители и родители родителей других казахов выжили. Они спасали казахскую кровь и делали ее сильнее, давая своим детям лучшее, что могли дать, - образование, причем лучшее образование, которое могли дать, даже жертвуя частью национальной идентичности, то есть образование на русском языке. Да, следствием такой заботы о выживании рода да еще по причине то ли наивной веры в победу коммунизма, то ли фатального ожидания данной победы, стало появление нескольких поколений асфальтных казахов, не знающих языка предков. И что, от этого шала-казахи стали менее ценными членами общества, чем репатриировавшиеся за государственный счет потомки ушедших с родной земли? У нас знание казахского языка в объеме далекого от абаевского слога разговорного лексикона заслуживает большего уважения, чем качественное образование, полученное на "враждебном" языке? А может, правильнее рассматривать оралманов не как носителей сути казахского этноса, а как желанных, но иммигрантов, приехавших совсем не в ту страну, из которой бежали их предки и которую строили не только оставшиеся "трусливые" казахи? И как людей, которым следует адаптироваться под принявшую их страну, а не как имеющих право требовать переделку страны под их законсервированные ожидания? (Интересно, а вообще возникли бы оралманы как явление, не будь страна так обустроена ко времени их возвращения и готова оплачивать наличными их тягу на землю прадедов? Бесплатный патриотизм не котируется?)
   
Никого не обвиняя, я хотел бы, чтобы казахи, владеющие казахским языком, поняли, что русскоязычные казахи (и я, в том числе) точно так же осознают себя казахами вообще, точно так же любят свою родину и уважают традиционные ценности. Несут тот же генотип поведения и имеют те же врожденные пристрастия. В конце концов, они - любимые дети и внуки любящих их казахскоязычных родителей и аташек-ажешек. Мы - один народ одной крови.
   
Так получилось, что на протяжении многих десятилетий Казахстан является страной рождения и жительства не только казахов, и поэтому при разговоре о казахстанской нации нельзя иметь в виду лишь титульный этнос. Бывшая Казахская ССР - Советский Союз в миниатюре, большой микс, ингредиенты которого - народы, разными судьбами и в разные времена оказавшиеся в стране казахов. Те, кого привезли насильно в вагонах с Приморья и Сахалина, Волги, Кавказа и Крыма, других "неблагонадежных" территорий, и те, кто приехал сам под призывы строить заводы, фабрики и города, осваивать недра, распахивать целину. Те, кого сюда сослали в лагеря, и те, кого сюда привезли, спасая от наступающего общего врага. Яицкие и сибирские казаки, вчерашние крепостные крестьяне в поисках лучшей доли и столыпинские переселенцы. Сами казахи - те, что остались, выжили и стали единственной, наверное, союзной национальностью, находящейся в меньшинстве на доставшейся от предков земле. Потомки всех этих народов в нескольких коленах, "чистокровные" и перемешанные в различных пропорциях разных кровей. Социализм всех их уравнял. Не было среди них ни богатых, ни бедных, ни колонизаторов, ни аборигенов. Все были равны в своей нищете и в своей судьбе. Все внесли свой вклад в существование и развитие страны. С этим и встретили они независимость Казахстана. Как прикажете этих людей делить? По знанию казахского языка? Ну не знают многие из них его, не учили их ему! Сами казахи со своими детьми по-казахски не говорили, чтобы те с детства привыкали думать и общаться на языке одной шестой части земной суши и скорого коммунизма, который должен был быть построен к 1980 году! Все говорили на том языке, который был понятен большинству многонациональной (130+ национальностей и народностей!) республики, другим жителям СССР и на котором образование было поставлено лучше. Мало того, что просто говорили. Говорили и пока что еще говорят и пишут на языке русской интеллигенции 30-х годов XX века, то есть максимально близко к чистому, богатому, литературному языку Чехова, Куприна и Бунина, в самой России вымываемому со всех сторон. Этим гордиться надо, а не считать доставшейся от времен "колониализма" проблемой. Если так уж надо избавиться от бирки "русский" как признака якобы зависимости от другого государства, то давайте называть пока что самый интернациональный в стране язык "алматинским", или "городским", или просто "казахстанским универсальным". И давайте строить нацию не с того, что пока нас разделяет (не с языка), а с того, что всех нас объединяет: государства, истории, культуры и ментальности. Или для создания нации нужен общий враг? Пожалуйста, "их есть у нас" вагон и маленькая тележка: коррупция, болезни, некачественное образование, бедность, мусор и загрязнение окружающей среды, невоспитанность и хамство, плохие дороги и слабая связь, кумовство, понты, и так далее и тому подобное.
   
Что касается изучения казахского языка, то об этом я писал в другой заметке. Основную мысль повторю еще раз: оставьте в покое взрослых людей, не знающих казахского языка, не трогайте конституционное двуязычие, учите казахскому языку детей, начиная с детских садов и младших классов, а для этого прекратите изобретать суррогатные заменители международным терминам и устоявшимся заимствованиям и займитесь созданием единой, удобной, эффективной методики обучения. И без всяких лозунгов, нагнетания страстей и взаимных обид страна получит через два поколения би- (а при обучении детей и английскому языку) трилингвальное население. Да еще попутно взрослые будут потихоньку учиться казахскому языку кто сам, а кто от своих детей и внуков.
   
Удачи. Кому война, а кому мать родна. Кому-то важны мир и взаимопонимание, а кому-то - PR, мутная вода и личный краник в нефтяной трубе. А некоторым просто нечем похвастаться, кроме своей национальности. Так зачем их слушать? Зачем подкармливать провокации своими эмоциями? Неужели в стране нет других проблем помимо языковых и межнациональных?
   
P.S. Что еще нам надо для формирования нации, так это все-таки разобраться с собственной историей. Той, что старше ста лет и изобилует пропусками и пробелами, заполняемыми легендами, выдумками и совершенно ненужными, недоказуемыми и непроверяемыми мелочами типа "кличка кобылы того батыра, который стоял вон с того края и который, так получилось, был пращуром жены братишки старшего ассистента младшего соавтора учебника по истории для старших классов средних школ". Уже 20 независимых лет прошло. А у Казахстана до сих пор нет полной картины исторического процесса как совокупности основных хронологически и логически сопряженных событий. Есть только лоскуты, сшитые на живую нитку, или вообще существующие сами по себе, или сметанные вперехлест. Откуда пришли, как возникли и куда девались народы? Как рождались и умирали государства? Какое кому приходится покорителем и покоренным? Саки - тюрки? Тюрки - скифы? Монголы - предки казахов? Кто от кого защищал Отрар? Московское царство - правопреемник Золотой Орды? Управляла ли Россия нашествием ойратов на казахские земли для присоединения Казахстана к России? И еще много других вопросов, на которые ответов нет или ответов, наоборот, слишком много. Я, конечно, не историк. Но отсутствие академической истории Казахстана для меня очевидно. Пусть даже в таком виде (зато честном и очищенном от личных пристрастий исследователей): вот этот отрезок восстановлен, здесь - условный пропуск, отсюда и досюда наиболее вероятно вот это, с этого момента известны документированные подробности. Так когда же ждать официально санкционированную Академией наук или другим авторитетным ареопагом главную книгу по истории Казахстана и написанные на основе этой книги учебники для детей?

whatsapp button telegram button facebook button
Иконка комментария блок соц сети

Я люблю алматинскую осень. Впрочем, мне все времена года в нашем "милом южном провинциальном курортном городке" по сердцу. А в осени мне особенно нравится бабье лето - последние осенние теплые дни, когда не жарко и не холодно, только иногда в воздухе мелькнет запах хрустящей стылости, солнце ласкает низким соломенным светом, голубое небо прозрачно, а пряный запах преющих желтых листьев с засыпающих деревьев несет спокойствие и гармонию. Последние шашлыки и последние арбузы…
   
В противовес природе в казахстанской деловой и общественной жизни осенью начинается период сезонной активности. В этом году к ней (активности) добавились публичные заявления политиков и мнящих себя политиками. Неужели впереди досрочные парламентские выборы? А иначе зачем делать движения? Привлечь людское внимание к своим персонам? Надо, значит надо, пусть привлекают, это их работа, в конце концов, или призвание, только почему же такими некрасивыми способами? Зачем бить по больным точкам и наступать на мозоли? Ведь прекрасно знают слабые места казахстанского сообщества - отсутствие моноэтничности, единого языка и, тем более, общего вероисповедания, а в исламе, который вроде бы считается религией всех казахов по умолчанию (что, конечно, не совсем есть правда, да еще и с учетом исторической адаптации мусульманства, привнесенного на чужеземных саблях, под местные реалии в виде, к примеру, скрытого тенгрианства, осколков зороастризма и шаманизма, поклонения могилам и духам предкам), - отсутствие единогласно разделяемой верующими конфессии. Тем не менее, бьют и наступают, солью посыпают. Зачем им мир и согласие в стране, если есть шанс добраться до власти в этой самой оскорблениями и обидами разделенной стране? Тем более, что нефть пока не кончилась, и из власти даже при минимуме подвластного электората можно много чего еще есть выбить звеняще-шуршащего.
   
А может лучше по-другому? Может надо поискать что-то общее у всех нас, волею судьбы, родителей и более дальних предков, ставших гражданами Казахстана? Да, у нас нет и, скорее всего, в обозримом будущем не будет единой ассимилированной этнической общности. У нас нет и по объективным причинам еще какое-то время не будет единого языка. У нас нет и никогда не будет единой религии. Зато у нас есть общее государство, почти столетняя общая история и, надеюсь, практически общие культура и восприятие мира (менталитет, ментальность).
   
Про государство как объединяющий фактор писать не хочу: это точно уж дело политиков. Для меня важнее поискать рецепт того "клея", который может нам помочь превратить народ Казахстана в казахстанскую нацию. А начать придется, прежде всего, с тех людей, предки которых давным-давно обжили и удержали землю, ныне носящую имя "страна казахов" ("Казахстан"). Грустно, но как раз таки сами казахи первые демонстрируют отсутствие полного внутринационального единства (без учета устаревшего родоплеменного и современного имущественного расслоения) по причине формирования вокруг цементирующего билингвального ядра двух непересекающихся крайностей - чисто казахскоязычных казахов (вместе с примыкающими к ним оралманами) и казахов сугубо русскоязычных. Когда-то границы этих групп проходили по периметрам городов, а ныне не имеют четкой территориальной привязки.
   
Возможно, оралманы считают себя более всех достойными называться исконными гражданами этой страны, как сохранившие язык и уклад. Спорно. Они сохранили язык и уклад только потому, что их предки в тяжкие годы покинули страну. Мои предки и предки других казахов, которых с точки зрения оралманов можно считать не вполне "казахами" или совсем неказахами, здесь остались. Они, мои предки, - слабаки, ренегаты? Мой отцовский род был истреблен в 1937 году под корень (лишь несколько детей, включая моего отца, остались в живых), так, что его шежире невозможно восстановить. Мои родители и родители моей мамы, родители и родители родителей других казахов выжили. Они спасали казахскую кровь и делали ее сильнее, давая своим детям лучшее, что могли дать, - образование, причем лучшее образование, которое могли дать, даже жертвуя частью национальной идентичности, то есть образование на русском языке. Да, следствием такой заботы о выживании рода да еще по причине то ли наивной веры в победу коммунизма, то ли фатального ожидания данной победы, стало появление нескольких поколений асфальтных казахов, не знающих языка предков. И что, от этого шала-казахи стали менее ценными членами общества, чем репатриировавшиеся за государственный счет потомки ушедших с родной земли? У нас знание казахского языка в объеме далекого от абаевского слога разговорного лексикона заслуживает большего уважения, чем качественное образование, полученное на "враждебном" языке? А может, правильнее рассматривать оралманов не как носителей сути казахского этноса, а как желанных, но иммигрантов, приехавших совсем не в ту страну, из которой бежали их предки и которую строили не только оставшиеся "трусливые" казахи? И как людей, которым следует адаптироваться под принявшую их страну, а не как имеющих право требовать переделку страны под их законсервированные ожидания? (Интересно, а вообще возникли бы оралманы как явление, не будь страна так обустроена ко времени их возвращения и готова оплачивать наличными их тягу на землю прадедов? Бесплатный патриотизм не котируется?)
   
Никого не обвиняя, я хотел бы, чтобы казахи, владеющие казахским языком, поняли, что русскоязычные казахи (и я, в том числе) точно так же осознают себя казахами вообще, точно так же любят свою родину и уважают традиционные ценности. Несут тот же генотип поведения и имеют те же врожденные пристрастия. В конце концов, они - любимые дети и внуки любящих их казахскоязычных родителей и аташек-ажешек. Мы - один народ одной крови.
   
Так получилось, что на протяжении многих десятилетий Казахстан является страной рождения и жительства не только казахов, и поэтому при разговоре о казахстанской нации нельзя иметь в виду лишь титульный этнос. Бывшая Казахская ССР - Советский Союз в миниатюре, большой микс, ингредиенты которого - народы, разными судьбами и в разные времена оказавшиеся в стране казахов. Те, кого привезли насильно в вагонах с Приморья и Сахалина, Волги, Кавказа и Крыма, других "неблагонадежных" территорий, и те, кто приехал сам под призывы строить заводы, фабрики и города, осваивать недра, распахивать целину. Те, кого сюда сослали в лагеря, и те, кого сюда привезли, спасая от наступающего общего врага. Яицкие и сибирские казаки, вчерашние крепостные крестьяне в поисках лучшей доли и столыпинские переселенцы. Сами казахи - те, что остались, выжили и стали единственной, наверное, союзной национальностью, находящейся в меньшинстве на доставшейся от предков земле. Потомки всех этих народов в нескольких коленах, "чистокровные" и перемешанные в различных пропорциях разных кровей. Социализм всех их уравнял. Не было среди них ни богатых, ни бедных, ни колонизаторов, ни аборигенов. Все были равны в своей нищете и в своей судьбе. Все внесли свой вклад в существование и развитие страны. С этим и встретили они независимость Казахстана. Как прикажете этих людей делить? По знанию казахского языка? Ну не знают многие из них его, не учили их ему! Сами казахи со своими детьми по-казахски не говорили, чтобы те с детства привыкали думать и общаться на языке одной шестой части земной суши и скорого коммунизма, который должен был быть построен к 1980 году! Все говорили на том языке, который был понятен большинству многонациональной (130+ национальностей и народностей!) республики, другим жителям СССР и на котором образование было поставлено лучше. Мало того, что просто говорили. Говорили и пока что еще говорят и пишут на языке русской интеллигенции 30-х годов XX века, то есть максимально близко к чистому, богатому, литературному языку Чехова, Куприна и Бунина, в самой России вымываемому со всех сторон. Этим гордиться надо, а не считать доставшейся от времен "колониализма" проблемой. Если так уж надо избавиться от бирки "русский" как признака якобы зависимости от другого государства, то давайте называть пока что самый интернациональный в стране язык "алматинским", или "городским", или просто "казахстанским универсальным". И давайте строить нацию не с того, что пока нас разделяет (не с языка), а с того, что всех нас объединяет: государства, истории, культуры и ментальности. Или для создания нации нужен общий враг? Пожалуйста, "их есть у нас" вагон и маленькая тележка: коррупция, болезни, некачественное образование, бедность, мусор и загрязнение окружающей среды, невоспитанность и хамство, плохие дороги и слабая связь, кумовство, понты, и так далее и тому подобное.
   
Что касается изучения казахского языка, то об этом я писал в другой заметке. Основную мысль повторю еще раз: оставьте в покое взрослых людей, не знающих казахского языка, не трогайте конституционное двуязычие, учите казахскому языку детей, начиная с детских садов и младших классов, а для этого прекратите изобретать суррогатные заменители международным терминам и устоявшимся заимствованиям и займитесь созданием единой, удобной, эффективной методики обучения. И без всяких лозунгов, нагнетания страстей и взаимных обид страна получит через два поколения би- (а при обучении детей и английскому языку) трилингвальное население. Да еще попутно взрослые будут потихоньку учиться казахскому языку кто сам, а кто от своих детей и внуков.
   
Удачи. Кому война, а кому мать родна. Кому-то важны мир и взаимопонимание, а кому-то - PR, мутная вода и личный краник в нефтяной трубе. А некоторым просто нечем похвастаться, кроме своей национальности. Так зачем их слушать? Зачем подкармливать провокации своими эмоциями? Неужели в стране нет других проблем помимо языковых и межнациональных?
   
P.S. Что еще нам надо для формирования нации, так это все-таки разобраться с собственной историей. Той, что старше ста лет и изобилует пропусками и пробелами, заполняемыми легендами, выдумками и совершенно ненужными, недоказуемыми и непроверяемыми мелочами типа "кличка кобылы того батыра, который стоял вон с того края и который, так получилось, был пращуром жены братишки старшего ассистента младшего соавтора учебника по истории для старших классов средних школ". Уже 20 независимых лет прошло. А у Казахстана до сих пор нет полной картины исторического процесса как совокупности основных хронологически и логически сопряженных событий. Есть только лоскуты, сшитые на живую нитку, или вообще существующие сами по себе, или сметанные вперехлест. Откуда пришли, как возникли и куда девались народы? Как рождались и умирали государства? Какое кому приходится покорителем и покоренным? Саки - тюрки? Тюрки - скифы? Монголы - предки казахов? Кто от кого защищал Отрар? Московское царство - правопреемник Золотой Орды? Управляла ли Россия нашествием ойратов на казахские земли для присоединения Казахстана к России? И еще много других вопросов, на которые ответов нет или ответов, наоборот, слишком много. Я, конечно, не историк. Но отсутствие академической истории Казахстана для меня очевидно. Пусть даже в таком виде (зато честном и очищенном от личных пристрастий исследователей): вот этот отрезок восстановлен, здесь - условный пропуск, отсюда и досюда наиболее вероятно вот это, с этого момента известны документированные подробности. Так когда же ждать официально санкционированную Академией наук или другим авторитетным ареопагом главную книгу по истории Казахстана и написанные на основе этой книги учебники для детей?

Tengrinews
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriAuto Открыть TengriTravel Открыть TengriEdu Открыть TengriGuide

Курс валют

 510.51  course up  572.36  course up  6.34  course up

 

Погода

location-current
Алматы
А
Алматы 27
Астана 26
Актау 17
Актобе 13
Атырау 18
Б
Балхаш 26
Ж
Жезказган 28
К
Караганда 20
Кокшетау 16
Костанай 32
Кызылорда 21
П
Павлодар 19
Петропавловск 24
С
Семей 29
Т
Талдыкорган 29
Тараз 35
Туркестан 14
У
Уральск 21
Усть-Каменогорск 31
Ш
Шымкент 29

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer