С выходом нового фильма с участием Ди Каприо обязательно возобновляются споры о том, вручат ли ему "Оскар" на этот раз. Впервые Лео был номинирован на получение премии в 1994 году, и с тех он продолжает прогрессировать. Стремясь уйти от привязавшегося образа слащавого мальчишки из "Титаника", Ди Каприо не боится экспериментов и, казалось бы, всегда выбирает для себя выигрышные роли, в которых можно раскрыться. Убедительный злодей из "Джанго" или порочный "Волк с Уолл-стрит" - все у него получилось блестяще.
С выходом нового фильма с участием Ди Каприо обязательно возобновляются споры о том, вручат ли ему "Оскар" на этот раз. Впервые Лео был номинирован на получение премии в 1994 году, и с тех он продолжает прогрессировать. Стремясь уйти от привязавшегося образа слащавого мальчишки из "Титаника", Ди Каприо не боится экспериментов и, казалось бы, всегда выбирает для себя выигрышные роли, в которых можно раскрыться. Убедительный злодей из "Джанго" или порочный "Волк с Уолл-стрит" - все у него получилось блестяще.
Весь ажиотаж вокруг "Выжившего" был обусловлен личностью Ди Каприо и его непростыми отношениями с фортуной (или все-таки киноакадемией?). На этом фоне остальным членам команды, работавшим над фильмом, должно быть обидно, ведь их имена на афишах могут привлечь не меньше внимания.
Во-первых, обидно должно быть режиссеру Алехандро Иньярриту. Никто не заострил внимание на том, что в прошлом году мэтр впервые получил "Оскара" за режиссерскую работу над "Бердменом".
Во-вторых, есть повод огорчиться у оператора Эммануэля Любецки, который, к слову, также получил "Оскара" за "Бердмена".
В-третьих, имеет право расстроиться композитор Рюити Сакамото, который создал очень атмосферный звук для фильма.
И, в конце концов, некую обиду может почувствовать хороший актер Том Харди, который блестяще справился с ролью второго плана в "Выжившем".
Итого, затравка фильма была примерно такой: от режиссера "Бьютифул", "Бердмена" и "21 грамма", оператора "Гравитации" и "Сонной лощины", до участия Ди Каприо (в представлении не нуждается) и Харди ("Воин", "Бронсон"). Это по-настоящему сильный состав, который гарантировал не просто хорошее, а отличное кино с некоторым количеством гениальности.
Так и случилось. Сюжет survival-вестерна изначально не был секретом, главный спойлер заключен в название фильма - "Выживший". Раз уж фильм основан на реальных событиях, ожидать непредсказуемых сюжетных поворотов не приходится. Гораздо интереснее было наблюдать за исполнением фильма, отмечать его техническую и художественную ценность. Потому что с этой точки зрения "Выживший" - идеально исполненный фильм, с необычными планами, прекрасными "широкоугольными" пейзажами, сумасшедшей операторской работой в целом. Любецки снова наснимал на "Оскар".
Иньярриту в этом фильме продолжил идею своей знаменитой трилогии о смерти, куда входят "Сука любовь", "21 грамм" и "Вавилон". В новой работе режиссер задался другим вопросом: как преодолеть смерть, которая кажется неизбежной, и ради чего стоит это делать? "Выживший" - фильм о сильном, благородном человеке. Если брать в расчет специфику жизни добытчиков пушнины в те суровые времена, то становится понятным, что главный антагонист ленты - алчный Фицджеральд - был вполне нормальным и адекватным человеком. В этом смысле главный герой Гласс - девиант, чьи моральные принципы извращены излишней сентиментальностью.
"Выживший" рассказывает о том, откуда человек черпает силы, чтобы бороться со смертью. Негативные эмоции, отравляющие Глассу душу весь фильм, в то же время питают его истерзанное тело.
Фильм пропитан особой философией, индейской оккультной религией. Она совсем не похожа на человеколюбивую христианскую науку, которую исповедуют американцы. Если в христианстве Бог советует подставлять правую щеку, если ударили по левой, то в "Выжившем" духи говорят Глассу: найди своего врага и убей его.
Фото с сайта kinogallery.com
Крестный отец говорил: "Месть, это блюдо, которое нужно подавать холодным". Возможно, у сицилийцев так оно и было, но в случае с добытчиками пушнины, золотоискателями и другими покорителями Дикого Запада чувство мести, наоборот, нужно распалять. Именно чувство мести согревало Гласса в зимнем лесу и гнало вперед, придавало силы, запредельные для раненого человека.
О чем говорит последняя сцена "Выжившего", этот крупный план с обезумевшим лицом Ди Каприо? Конечно, это прямой посыл кинокритикам, заявка на "Оскар". С другой стороны - это нужная сцена, апогей всего фильма. Это лицо человека, который потерял смысл жизни и не боится смерти. Классика от Иньярриту, его фирменная философия.
Смысл фильма вполне понятен. В нем вообще нет ничего сложного - все образы, даже сюрреалистичные, отражают базовые чувства человека и его эмоции. У Гласса нет сомнений, ему не нужно заниматься самокопанием, его задача: выжить, а затем убить. Заслуга Иньярриту в том, что он точно передал это состояние человека, живущего инстинктами. Хотя, зная этого режиссера, можно было ожидать значительного усложнения сюжета, буйства фантазии, как в том же "Бердмене". Но суровые леса Миссури, видимо, подобных вольностей не допускают.
Идея фильма совсем не нова. Что-то подобное было у Джека Лондона в рассказе "Любовь к жизни". Сцена с поеданием сырой печени и ночевкой внутри туши животного очень напоминает сюжеты из книг Федосеева про эвенка Улукиткана. А временами фильм и вовсе выглядит как пособие по выживанию от Беара Гриллса.
Есть в фильме и еще одна заслуга Иньярриту - у этого мастера все без исключения актеры играют блестяще. В свое время он уже открыл заново таланты Бенисио Дель Торо, Шона Пенна, Брэда Пита и Хавьера Бардема. И вот теперь - Леонардо Ди Каприо, актер, всегда играющий на высоком уровне, поэтому поднять планку ему намного сложнее. О нем немного позже.
Оператор Любецки сделал, наверное, самый большой вклад в этом фильм. В его работе нет какой-то скрупулезности, педантичности, наоборот - оператор допускает множество вольностей. Статичные затянутые планы, сменяющиеся динамичной кровавой бойней. Причем все это выглядит гармонично, в фильме есть сцены, поражающие своей реалистичностью, и есть моменты, созданные из нереальных образов, игры воображения.
И в общем можно сказать, что режиссер и оператор создали настолько мощный тандем, что по сравнению с ним талант Ди Каприо меркнет. Да и не такая это роль, в которой Лео мог раскрыться. К сожалению, "Оскара", скорее всего, ему снова не дадут. А если дадут - это можно будет расценивать как акт снисхождения. Роль Гласса слишком однообразна. Это две эмоции - ярость и страдание, совсем мало слов и очень много стонов и кряхтенья. В этой роли неплохо бы смотрелся Бенисио дель Торо, тем более что он внешне очень похож на Ди Каприо из "Выжившего". Кроме того, у дель Торо уже есть "Оскар", а значит, ему проще согласиться на такую яркую, но, к сожалению, бесперспективную роль.
Да и нужен ли Лео этот "Оскар"? Он прекрасно живет и выживает без него. На подходе у Ди Каприо очередная роль у его старого знакомого - Мартина Скорсезе - в киноленте "Дьявол в большом городе". Может, в этот раз?..