Блоги
31 января 2018 | 16:22

Есть ли связь между ЕНТ и американскими тестами для слабоумных? Ответ Ассоциации родителей РК

Софья Евдокимова Главный эксперт "Ассоциации родителей Казахстана"

Недавно в социальных сетях появилась рассылка, в которой автор просит передать министру образования России Ольге Васильевой якобы "удручающий и разоблачающий факт" про ЕГЭ, дескать, это американский аналог тестирования для слабоумных. Поскольку у нас в стране существует ЕНТ, хотелось бы принять участие в обсуждении данной интерпретации тестирования знаний учащихся.

Недавно в социальных сетях появилась рассылка, в которой автор просит передать министру образования России Ольге Васильевой якобы "удручающий и разоблачающий факт" про ЕГЭ, дескать, это американский аналог тестирования для слабоумных. Поскольку у нас в стране существует ЕНТ, хотелось бы принять участие в обсуждении данной интерпретации тестирования знаний учащихся.

Те, кто ставит такой вопрос, демонстрируют предельно узкое понимание истории тестирования. Вообще, тестирование знаний в той или иной форме существует с незапамятных времен. Еще в древнем Китае оно было введено для поступающих на службу к императору. В Англии практиковалось для Королевского флота, во Франции для службы в армии. Существует невероятное количество форм тестирования. Единое тестирование - есть глубочайший общественный инструмент, который часто меняет само общество. Одна из лучших работ по этому вопросу, наряду с работой "Большой Тест" Николаса Лемана, - книга "Бабуины в раю", где исследованы история и последствия SAT -  Стандартизированного тестирования в США, которое и стало прототипом ЕНТ в Казахстане, потом и ЕГЭ в России. В книге показано, что до Второй мировой войны места в лучших вузах США были "забронированы" для детей выпускников тех же вузов. В 40-х годах более 90 процентов студентов университетов Лиги Плюща были WASP (белые, англосаксоны, протестанты) и детьми выпускников этих же университетов. То есть вузы стали инструментом обслуживания белых элит, что вело к быстрой аристократизации США.

Это не нравилось ректорам, в частности Браинту Конанту, ректору Гарварда, который хотел, чтобы не дети аристократов, а лучшие дети Америки учились у него. Он попросил своего друга, психолога и математика Хенри Ченси разработать тест, который бы позволил ему определить наиболее перспективных абитуриентов. Сразу после войны Гарвард, а затем и остальные начали принимать студентов по SAT, Scholastic Aptitude Test, который сегодня сдают ежегодно миллионы детей в мире, включая сотни казахстанцев. 10-15 лет спустя политический (конгресс, правительство) и экономический (банки, фонды) истэблишмент в США был еще тотально WASP, но в университетах ситуация уже кардинально поменялась с большим количеством талантливых детей других рас.

Буквально за несколько лет это молодое многонациональное поколение "вытеснило" элиту аристократов и, как констатирует автор книги, "спасло американскую мечту". Можно сказать, в том, что Обама стал президентом США, "повинен" единый стандартизированный тест. Возможно, тестирование в той форме, какая есть у нас сегодня, не идеально, но для сохранения меритократии, социальных лифтов и надежд для нашей талантливой молодежи ничего лучшего не придумано! Вопрос автором поставлен узко, рассчитан более на эмоции, без знания глубокой истории стандартизированных тестов.

И также мы хотели бы высказать свою позицию относительно информации на некоторых порталах о том, что французские дети приехали учить русский язык в Казахстан. К этому вопросу можно подходить по-разному. Для начала приведем несколько фактов. В базе данных французского национального агентства Edufrance представлено более 300 программ обучения на английском языке. Высшее образование в Германии можно получить и без знания немецкого языка. Сегодня немецкие вузы предлагают около 900 специальностей, обучение которым проходит полностью на английском языке. Университеты Нидерландов предлагают более двух тысяч программ обучения на английском языке, обеспечивая тем самым самый широкий выбор англоязычных направлений во всей Европе. В Корее КАИСТ, лучший технологический университет Кореи, как и Назарбаев Университет, обучает полностью на английском языке. Все университеты имеют подготовительные отделения для изучения английского. То есть студенты как раз едут во Францию изучать английский, во что не верится автору. Более того, из 320 000 иностранных студентов около 300 000 учатся на деньги правительства Франции. Во Франции иностранцы учат английский, и за них, как правило, платит правительство Франции. Та же самая ситуация в Германии, Голландии и многих других странах. Сегодня образовательный экспорт стал, наряду с медициной, наиболее привлекательной отраслью для многих стран. Если русский язык помогает Казахстану развивать образовательный туризм, то это богатство. Поэтому если студенты всего мира будут приезжать в Казахстан изучать казахский, русский, английский и немецкий языки, с нашей точки зрения, мы и наша молодежь будем только богаче.