Блоги
10 октября 2018 | 18:17

"Лифт" едет вниз

Карим Кадырбаев Кинокритик

Почти полтора года назад Нуртас Адамбай завершил съемки своего второго некомедийного проекта "Лифт". Картина долгое время позиционировалась как психологический драма-триллер. На деле же получился очередной социальный ролик длиною полтора часа, как это часто бывает, когда наши
кинематографисты обещают освоить новые жанры.

Почти полтора года назад Нуртас Адамбай завершил съемки своего второго некомедийного проекта "Лифт". Картина долгое время позиционировалась как психологический драма-триллер. На деле же получился очередной социальный ролик длиною полтора часа, как это часто бывает, когда наши
кинематографисты обещают освоить новые жанры.

Действие картины разворачивается в элитной, еще не заселенной новостройке. Молодой бизнесмен Тимур с типичной для наших широт личной драмой оказывается запертым в застрявшем лифте вместе с охранником предпенсионного возраста Аскаром. Так как лифт застрял в пятницу вечером, а наши элитные новостройки такие элитные, что на выходные вымирают практически полностью, мужчинам придется провести вместе трое суток. И вот казалось бы, двое мужчин разного возраста, социального положения и мировоззрения оказываются в экстремальной ситуации. Идеальная завязка под мощный, динамичный, наполненный саспенсом и сюжетными твистами герметичный триллер. Зачем успешному кинематографисту Адамбаю нужно было лезть в совершенно противоположные дебри - не совсем понятно. Слабый и вымученный сценарий - то, что уничтожает отличную идею "Лифта" на корню. В глаза сразу же бросается крайне рваный темпоритм картины. Фильм очень долго запрягает в первом акте, как бы давая зрителю надежду, что во втором-то оба героя начнут раскрываться, давая мощную актерскую дуэль в исполнении Жандоса Айбасова и Исбека Абильмажинова.

И тут начинается второй акт, который почти полностью вычеркивает героя Айбасова из действия, превращая картину в театр одного актера. Абильмажинов начинает полный театральных пауз монолог, сопровождаемый видеорядом, который больше похож не на кино, а социальную рекламу против бытового насилия. Здесь вам и бьющиеся в пьяном бешенстве мужчины, и прячущиеся за спины исступленных матерей плачущие дети, и жуткие бытовые драмы, будто выписанные из лучших выпусков шоу "Пусть говорят". Адамбай уже снимает не триллер, а политический манифест к дню защиты детей от отцов.

По окончании второго акта ты уже понимаешь, что перед тобой так называемое "жизненное", "заставляющее задуматься" кино, а не обещанный психологический триллер, как бы там Абильмажинов не пытался сыграть пограничное расстройство личности. Справедливости ради, местами ему это удавалось. При этом картина зияет сюжетными и визуальными ляпами. Так, например, початая в самом начале бутылка воды за трое суток едва ли опустеет хотя бы наполовину. Это при том, что к ней в кадре многократно прикладываются оба героя.

Кроме того, нам также никто не объяснит, зачем герою Айбасова прописали увлечение наркотиками, учитывая, что это ни в какой степени не проявится в поведении персонажа, и ни в какую сторону историю не сдвинет. Равно как и непонятно для чего ему нужно было скрывать то, что у него есть отец. В целом месседж у фильма крайне путанный. За 90 минут зрителю покажут три примера плохих отцов и один пример отца, который, возможно, будет хорошим. К слову, пути к "хорошему отцовству" крайне сомнительные - убийство (или намерение убийства) и предательство. Если в "Лифте" заложена идея ответственности мужчины за свою семью, то Адамбай нашел крайне неподходящую для этого форму.

Если же рассматривать "Лифт" как попытку донести мысль о том, что "надо немного подождать" и новое поколение казахстанцев постарается не повторить ошибок поколений предыдущих (в лице тех самых трех отцов), то эта мысль потеряется за ворохом прямолинейных и избитых диалогов.