Любовь и ненависть в Лапландии
Люблю Новый год. Но поскольку от любви до ненависти - один шаг, то и ненавижу тоже.
Ненавижу Новый год, потому что он ничего не меняет. Люблю Новый год, потому что он меняет всё.
Новый год - это вера. Вера в чудо, в то, что не все так прозаично и прагматично, как в повседневности, и хотя бы раз в году происходит нечто удивительно хорошее, а не то, что происходит.
Новый год - это надежда. Людям кажется, что после Нового года жизнь сама собой изменится, конечно, исключительно в лучшую сторону.
Новый год - это любовь. Реальная любовь, как в одноименном фильме - с непременным хеппи-эндом даже для тех, кто остается с разбитым сердцем.
Но, к сожалению, мы переоцениваем значение магических дат. Новый год - это всего лишь ночь с 31 декабря на 1 января. И сама по себе эта ночь не приносит ни чудес, ни любви, ни "нового счастья".
Вот за это я и ненавижу Новый год. 1 января кажется, что началась новая жизнь, что люди стали добрее, что работа стала интереснее, что проблем стало меньше, а понимания - больше. Но проходит несколько дней - а то и часов - и выясняется, что все вокруг по-прежнему. Если и есть счастье, то оно - старое, и никакого нового счастья быть не может, потому что счастье - оно либо есть, либо его нет. Точно так же и несчастье переходит в следующий год, невзирая на магическую дату.
Грустный праздник, не так ли?
Однако достаточно освободиться от напрасных ожиданий, как все меняется. Если не ждать чудес, а стараться делать их самому, если не ждать перемен, а добиваться их, если не просто верить в исполнение желаний Дедом Морозом, а приложить усилия для исполнения, то Новый год сразу же превращается в настоящий праздник. Правда, для других, не для вас. Но ведь когда кому-то из тех, кто вам дорог, - хорошо, то и вам хорошо, не так ли? Как говорил герой Фрунзика Мкртчяна в "Мимино": "Когда ему будет приятно, я буду чувствовать, что мне тоже приятно... Когда мне будет приятно, я так довезу... что тебе тоже... будет... приятно..."
Вот поэтому я не перестаю любить Новый год. Я верю в чудеса, убежден, что перемены всегда к лучшему, и надеюсь на любовь. Но не жду всего этого, потому что в свои почти 40 лет понимаю, что ждать бесполезно.
Но другие-то ждут! Ждут, например, мои дети. Они до сих пор верят в Деда Мороза, пишут ему письма, хотят подарков. И, конечно, чудес.
Когда говорят, что Новый год - это семейный праздник, имеют в виду, что встречать его надо дома, в кругу семьи. Многие спорят: дома скучно, съел оливье, выпил шампанского, закусил мандаринами - и всю ночь смотришь телевизор. Наверное, это так. Мне приходилось организовывать Новый год для своей семьи и дома, и "на выезде", и я уверен, что это семейный праздник. Его надо встречать с семьей, со своими родными и близкими, в том числе с близкими друзьями, и не обязательно дома. Главное - чтобы это был настоящий праздник.
Однажды 30 декабря я схватил в охапку свою жену и маленького сына и рванул в город Иваново, куда только что переехали мои родители. Надо было лететь самолетом до Москвы, затем пять часов автобусом до Иваново, там - на машине от автостанции до частного сектора на окраине, где моя мама купила домик. Это была трудная дорога. Но все трудности искупила радость родителей, когда у ворот их дома появились мы - нежданно-негаданно! Мы не собирались к ним, да и знали они, что нет у нас денег на такую поездку. Но - получилось, склеилось! Было ли это главным желанием моей мамы в канун того Нового года? Не знаю, но я был уверен, что важнее для нее ничего быть тогда не могло.
Прошло немного времени, у меня родилась дочь, и в один из декабрьских дней мне вдруг стало понятно, что мы никогда и никуда не выезжали всей семьей. Были куплены билеты до Ташкента, путевка на базу отдыха в горах (это обходилось тогда дешевле, чем поездка из Астаны на Чимбулак), - и мы рванули встречать Новый год туда. Когда автомобиль, на котором мы пытались взобраться в горы по обледенелой дороге, буксовал (еще бы - в Узбекистане не принято надевать шипованную резину!), когда водитель вынужден был сдавать назад, чтобы разогнаться и преодолеть опасный участок, когда я толкал эту несчастную "Нексию", высадив предварительно жену и детей, - я проклинал и Новый год, и свое стремление осчастливить. "Тоже мне, Дед Мороз нашелся!" - издевался я над самим собой. Но все завершилось благополучно. Это был один из самых чудесных новогодних праздников, потому что лица членов моей семьи светились счастьем. 1 января только они и освещали номер-люкс, в котором мы жили, потому что на подстанции в горах произошла авария, которую не могли устранить несколько часов кряду.
А сейчас я сижу в двух шагах от Полярного круга, в Деревне Санта-Клауса в Лапландии, куда приехал со своей семьей. Приехал прежде всего для того, чтобы подарить детям маленькое чудо. Они уже прокатились на оленях, побывали в Санта-парке, впереди - встреча с Санта-Клаусом и поиск ответа на самый важный вопрос: в каких отношениях Санта-Клаус с Дедом Морозом?
Я люблю Новый год за счастливые улыбки детей. Вместе с ними я тоже начинаю верить в чудо, любить с новой силой и надеяться на самое лучшее. Каждый Новый год - это для меня поистине новое счастье. Конечно, правильнее было бы говорить - новый приступ счастья, но это звучит как-то по-медицински. И поэтому я говорю так, как принято говорить.
С Новым годом! С новым счастьем!