Мальчиков - в физматшколу, а девочек - в гуманитарную? О неравенстве в образовании
Авторский блог Гульназ Анисио Де Оливейра, специалиста по коммуникациям регионального офиса Структуры "ООН-женщины" для стран Европы и Центральной Азии
Девочки показывают лучшие результаты в чтении и естественных науках, чем мальчики. Такие данные приводит новый отчет ЮНЕСКО о глобальном мониторинге образования за 2022 год, подтверждающий, что предубеждения и стереотипы по-прежнему могут влиять на результаты обучения.
А вы знаете, как проявляется гендерное неравенство в системе образования? В виде запрета для девочек посещать школу, учиться, самостоятельно выбирать направление обучения, предметы, вуз; принудительные ранние браки и беременности; отсутствие доступа к безопасным санитарным условиям, туалету; и многое другое.
Я столкнулась с гендерным неравенством, когда перешла в 5-й класс обычной сельской казахстанской школы. 1 сентября я вдруг обнаружила, что теперь я учусь в экспериментальном классе девочек с химико-биологическим уклоном. Уж не знаю, чей это был эксперимент, но тогда я отчетливо понимала, что это несправедливо. Я любила физику и математику больше химии и биологии и предпочла бы изучать их углубленно в нормальном, смешанном классе с мальчиками. Но тогда никто из взрослых – ни родители, ни руководство школы – даже не спросили нас, учеников, хотим ли мы таких изменений. Сейчас я понимаю, что это один из самых ярких примеров гендерного неравенства. Или вспомните уроки труда: девочек, не спрашивая, обучали готовке и шитью, а мальчиков - столярному мастерству или автоделу. Спроси меня в тот момент учитель, что я хочу изучать, я бы выбрала второе. И это к вопросу о том, как гендерные стереотипы и гендерные роли проявляются в системе образования. И именно так администрации школ и других образовательных департаментов и министерств вносят свой вклад в укрепление гендерного неравенства.
Гендерное неравенство проявляется при выборе направления обучения школьника, и, как правило, на этот выбор влияют гендерные роли и стереотипы, существующие в обществе. Многие страны мира все еще имеют список запрещенных для женщин профессий и перечень исключительно "женских" и "мужских" профессий, определяющий выбор родителей и школьников. Но правда заключается в том, что у профессии нет пола.
Зачастую родители отдают сыновей в классы с физико-математическим направлением, а дочерей - в гуманитарные классы, так как считают, что все технические профессии исключительно "мужские", а точные науки девочкам даются сложно и вообще их предназначение только в том, чтобы быть домохозяйками. Однако недавний отчет ЮНЕСКО о глобальном мониторинге образования за 2022 год привел весьма занимательные данные, которые, по сути, разрушают эти стереотипы.
Так, исследование показало, что девочки превосходят мальчиков в обучении естественным наукам в средней школе в странах со средним и высоким уровнем дохода, а их преимущество перед мальчиками в чтении увеличивается к концу начального и младшего среднего образования. Еще девочки превосходят мальчиков в обучении в целом, но не входят в число лучших по успеваемости в математике. Однако в отчете есть и такой значимый момент: девочки, живущие в обществах, где существует гендерное равенство, лучше преуспевают и в математике. На мой взгляд, этот факт подтверждает, что если бы на девочек не влияли гендерные роли и стереотипы, а также ожидания общества, что она должна быть только матерью, невесткой и женой, то они были бы столь же успешными в математике, как и мальчики.
Еще одно проявление неравенства – предпочтение сыновей дочерям, свойственное многим странам мира. Так, окажись семья, проживающая в патриархальном обществе, перед выбором обучать только одного ребенка, между сыном и дочерью многие выберут сына, так как в таких сообществах принято считать, что девочкам учиться не обязательно.
В глобальном масштабе на каждом уровне образования женщины имеют преимущество в два процентных пункта среди тех, кто завершает обучение вовремя, в то время как среди учащихся, заканчивающих обучение позже, наблюдается почти паритет. К сожалению, многие девочки просто не имеют возможности окончить школу и получить высшее образование из-за "традиций", существующих в их сообществах, поддерживающих принудительные ранние браки.
Многие исследователи отмечают, что распространенность традиционных гендерных стереотипов отрицательно сказывается на реальной доступности высшего образования для девушек, а в тех обществах, где гендерные стереотипы широко распространены, высокий уровень образования у девушек начинает восприниматься окружающими как "отрицательная ценность". Так, даже в городских семьях (не говоря уже о сельской местности) достаточно широко распространена точка зрения, что девушкам с высоким уровнем образования значительно сложнее выйти замуж, поскольку у них высокая самооценка и завышены ожидания, связанные с семейной жизнью. Кроме того, в таких сообществах все еще есть считающие, что дети страдают, когда мать работает. В Казахстане с таким утверждением согласны больше 30% взрослых.
Проявлением гендерного неравенства в сфере образования считается и то, что структура обучения по специальностям все еще носит стереотипный характер. И подтверждением тому является непрерывная феминизация учительской профессии, поскольку преподавание широко рассматривается как "женская" профессия. Так, в 2020 году во всем мире в системе дошкольного, начального и среднего образования работало 83 миллиона учителей, что на 27 миллионов больше, чем в 2000 году. В дошкольном образовании доля женщин за этот период увеличилась с 92 до 94 процентов, а в начальном образовании – с 59 до 67 процентов, причем наибольший рост, примерно на 17 процентных пунктов, наблюдался в Центральной и Южной Азии и в Восточной и Юго-Восточной Азии.
Последствия гендерного неравенства в системе образования очень плачевны как для женщин, так и для государства в целом, потому что таким образом воспроизводится бедность. Так, девочка, лишенная возможности учиться в школе и в вузе, одновременно лишается возможности получить профессию и иметь стабильный высокий заработок. Таким образом она оказывается в категории бедных, и ее дети, вероятнее всего, тоже вынуждены будут работать после окончания школы, а не обучаться. Таким образом, неравенство в сфере образования может служить причиной формирования порочного круга бедности.
Всемирный экономический форум недавно опубликовал новое исследование по стимулированию образования 4.0, где представлены веские аргументы в пользу инвестирования в высококачественные инновационные, ориентированные на будущее системы образования. По данным исследования, один доллар, вложенный в образование ребенка, приносит доход в размере 5 долларов в течение всей жизни, а обучение в школах совместному решению проблем — важнейшему навыку для навигации в XXI веке — может добавить более 2,5 триллиона долларов в мировую экономику.
Согласно данным Структуры "ООН-женщины", на сегодня почти 130 миллионов девочек не посещают школу, более половины из которых живут в затронутых конфликтом странах. А девочкам Афганистана и вовсе запрещено обучаться. Все эти проблемы говорят о действительно глобальном характере кризиса в сфере образования – кризисе доступа, справедливости и актуальности. Именно поэтому Генеральный секретарь ООН созвал в сентябре Саммит по преобразованию образования, на котором правительства всех стран мира попросят дать обязательства принять решительные меры для улучшения ситуации в сфере образования и инвестирования в нее.
Пандемия и все кризисы, последовавшие после нее, требуют равного участия женщин в жизни стран на всех уровнях принятия решений. И для этого нам нужно начинать с образования. Девочки и девушки должны иметь равные права и возможности для получения среднего и высшего образования, выбора специальности и профессии, и на этот выбор не должны влиять ни стереотипы, ни ожидания общества.