Новая картина 77-летнего Ридли Скотта "Марсианин" вышла в наш прокат 8 октября, в день рождения Мэта Дэймона. 45-летний отец четырех детей сыграл в фильме главную роль - того самого "марсианина", на спасение которого брошена вся научно-техническая мощь человечества.
Новая картина 77-летнего Ридли Скотта "Марсианин" вышла в наш прокат 8 октября, в день рождения Мэта Дэймона. 45-летний отец четырех детей сыграл в фильме главную роль - того самого "марсианина", на спасение которого брошена вся научно-техническая мощь человечества.
Фильм снят по одноименному и невероятно популярному роману Энди Уира, сюжет которого в следующем. Космический полет на Марс "Арес-3" из-за песчаной бури был прерван. Экипаж корабля, посчитавший одного из астронавтов Марка Уотни погибшим, оставил его одного на огромной пустынной планете. По счастливой случайности Марк выжил и стал жителем Марса минимум на 549 Солов (марсианских суток), затаив надежду на спасение.
Фильмы Ридли Скотта всегда искушали зрителя своим визуальным великолепием, причем не важно, было это историческое прошлое ("1492: Завоевание рая"), настоящее ("Белый шквал", "Черный ястреб") или фантастическое будущее. Именно Скотт снял манифест женского достоинства ("Тельма и Луиза") и оду мужской доблести ("Гладиатор"). Но сильнее всего его тянули далекие звездные пространства.
Ридли Скотт снимает про космос уже 40 лет. Его шедевры в этой теме всегда прикасались к какой-то тайне. Тайне самого космоса ("Чужой"), тайне божественного ("Прометей", см. об этом мою рецензию на фильм "Прометей": как трудно быть Богом и женщиной"), тайне будущего ("Бегущий по лезвию", снятый по роману Филиппа Дика и ставший эталоном жанра кибер-панк).
Похоже, что для Ридли Скотта, особенно после опыта его коллег в "Гравитации" и "Интерстелларе", тайн уже не осталось. И тогда для космической темы он выбрал старый как мир жанр про выживание, представленный в литературе еще Робинзоном Крузо, а в современном кино Томом Хэнксом в "Изгое" или Робертом Рэдфордом в "Не угаснет надежда".
Что интересно, выживание "марсианина" Скотт выстраивает в комическом ключе, причем так, что существование Мэта Дэймона на грани голодной смерти, которое длится без малого два года, воспринимается как методично расписанная "картофельная диета". Юмор плюс музыка диско - такова главная тональность "Марсианина". Возможно, это было единственным режиссерским решением, которое смогло обеспечить фильму длиной почти в два с половиной часа увлекательность зрелища. И действительно, передвижение Марка в марсоходе под "Горячую штучку" Донны Саммер ("наименее гадкую песню из коллекции командира Льюис") вызывает только улыбку.
Спору нет, Мэт Дэймон идеально подходит на роль "марсианина". "Умница Уилл Хантинг", полотер из Массачусетского Университета, решивший когда-то сложное математическое уравнение, теперь показал свои познания в ботанике, физике и химии. Сначала он Рэмбо, зашивающий пробитую плоть, а затем американский Гагарин: повторяя крылатое "Поехали!", Марк начинает марсианскую навигацию под музыку знаменитого хита АВВА "Ватерлоо".
Каждый "космический" фильм Ридли Скотта - это вариация на тему науки и религии. В одном из эпизодов фильма Марк обращается к распятию: "Надеюсь, ты не будешь против, учитывая мою сегодняшнюю ситуацию. Надеюсь на тебя". Но, как говорится, "На Бога надейся, а сам не плошай" - именно таким мог быть слоган "Марсианина". Ведь весь фильм Марк только и делает, что не плошает, демонстрируя свою изобретательность и познания в области химии, физики, математики, ботаники и топографии.
Такого не было никогда. Буквально за один последний год кинематограф выдал как минимум три мировых шедевра на тему науки: "Интерстеллар", "Игра в имитацию" и "Вселенная Стивена Хокинга". И вот еще один посвященный науке фильм: в пограничной ситуации выживания Марк Уотни так и говорит: "Из этого дерьма меня вытащит только наука". Причем речь идет не о каких-нибудь "черных дырах" и "дифференциалах", а об элементарных основах научных знаний: как получить воду, вырастить картофель и использовать дар богов - изоленту. Энди Уир, по роману которого и снят "Марсианин", назвал Марка Уотни "олицетворением прогресса, науки и межпланетного будущего, о котором мы мечтали веками". Так что и книгу, и фильм смело можно рекомендовать всем учителям в качестве увлекательного "мотивирующего пособия" по изучению науки и прежде всего естествознания.
Что интересно, "Марсианин" предлагает довольно четкий геополитический сценарий недалекого будущего. Американская система NASA хоть и консервативна, но продолжает доминировать в сотрудничестве с китайской космической программой, европейские таланты представлены немецкой пиротехникой в лице одного из астронавтов, а самой гениальной деталью в этой глобальной системе оказывается одиночка-индус Рич Пурнелл, гений астродинамики. Русского следа в марсианских хрониках нет.
В книге Уира есть очень важное признание "марсианина" Марка Уотни, которого нет в фильме. Вот эти слова: "Мое спасение, наверное, стоило сотни миллионов долларов. И это ради одного глупого ботаника? Но я знаю почему: у каждого человека есть преобладающий над прочими инстинкт - помогать другим людям. Иногда в это сложно поверить, но это правда. Если в горах пропадает путешественник, люди организуют поиски. Если терпит крушение поезд - выстраиваются в очередь, чтобы сдать кровь. Если землетрясение сравнивает с землей город - присылают гуманитарную помощь со всего мира. Это настолько основополагающая черта человека, что ее отражение можно найти во всех без исключения культурах. Да, существуют придурки, которым на все наплевать, но они теряются на фоне людей, для которых другие люди имеют значение. И поэтому за меня болели миллиарды".
Конечно, "Марсианин" в очередной раз повторил классическую идеологему американского кино: Америка никогда и нигде тебя не бросит. Ни в Ираке, ни в Антарктиде, ни на Марсе. Чем можно закончить блокбастер на эту тему с неминуемо предсказуемым финалом? Другого варианта, кроме многострадальной, героической и жизнеутверждающей песни на титрах "I will survive" (Я буду жить!) в исполнении Глории Гейнор, просто не существует.