Блоги
06 августа 2015 | 11:24

"Миссия невыполнима": Племя изгоев и роковая женщина

Олег Борецкий Кинокритик

6 августа в широкий прокат выходит пятая часть знаменитой франшизы "Миссия невыполнима: Племя изгоев" - картина зрелищная, изобретательная и элегантная.

6 августа в широкий прокат выходит пятая часть знаменитой франшизы "Миссия невыполнима: Племя изгоев" - картина зрелищная, изобретательная и элегантная.

После просмотра новой "Миссии" невольно вспоминаются слова классика литературы и кино: "Эта вещичка посильнее "Фауста" Гете". Тем более, что Фауст в фильме оказывается в женском облике агента под прикрытием Ильзы Фауст, а Мефистофелем становится главный злодей преступного синдиката, носящий библейское имя Соломон (адептам теории еврейского заговора есть где развернуться). Все хитросплетения дьявола Соломона, искушающего Ильзу Фауст, вращаются вокруг Итана Ханта в исполнении вечно юного Тома Круза.

Что характерно, за почти двадцатилетний период (первая Миссия вышла в 96-м) Круз нисколько не изменился. И сейчас уже никто точно не скажет, что способствовало его неувядающей молодости, пластическая хирургия, серия разводов с Николь Кидман, Кэти Холмс и Пенелопой Крус, или сайентология.

Режиссер фильма - Кристофер МакКуори. Тот самый, что написал оскароносный сценарий "Обычных подозреваемых" с изящно-непредсказуемым финалом и прописал для Круза роли в фильмах "Операция "Валькирия" и "Грань будущего". В данном случае, уже как режиссер, МакКуори прекрасно понимал, что "Миссия" держится не столько на сценарии, сколько на сногсшибательном экшене, ради которого и стоит идти на фильм. Таков, как говорится, непреложный закон жанра: зритель "Миссии" замотивирован эффектным и ошеломительным действием.

По популярности "Миссия невыполнима" - вторая, после Бондианы, шпионская франшиза. И хотя масштабы их не сопоставимы: там полувековая история, здесь - два десятилетия, там 25 частей, здесь - 5, там семиликий Джеймс Бонд (от Шона Коннери до Дэниэла Крейга), здесь единственный и неповторимый Том Круз, - тем не менее, сравнения уместны.

Взять хотя бы эротическую составляющую Бондианы с ее обязательным элементом "девушки Бонда". В "Племени изгоев" о "девушке Тома Круза" говорить не приходится, поскольку в фильме нет ни эротики, ни романтического увлечения, ни страсти. Есть только мимолетный кусочек нежности.

Казалось бы, после двух первых "Миссий" в постановке Брайана Де Пальмы и Джона Ву, слабоватой третьей и реабилитировавшей ее четвертой части "Протокол Фантом", на франшизе можно было бы поставить точку. И вдруг через четыре года МакКуори замахивается на уровень последней Бондианы "Координаты Скайфолл" и поднимает планку еще выше! Вот где действительно невыполнимая миссия оказалась выполненной.

"Племя изгоев" - отличное и самодостаточное кино, продуманное по сценарию и виртуозное по действию. Фильм, который начинается на аэродроме в Минске чуть ли не как комедийная пародия на шпионское кино, захватывает как авто- и мотодрайвом на улочках Касабланки, так и рукопашно-акробатическим действом. При этом, ирония и самоирония героев наполняет все повествование такой легкостью, что оторваться от экрана в течение двух часов просто невозможно.

Одна только сцена в Венской опере чего стоит! Выстроить драматургию эпизода под величественную арию Nessun Dorma из оперы Пуччини "Турандот" - это дорогого стоит. Нечто похожее было разве что в "Пятом элементе" на арии Плавалагуны. Том Круз был прав: "Хочешь драму - иди в оперу!"

В картине безупречный кастинг, расстановка сил и персонажей, отчасти найденная в предыдущей части, сделана настолько безупречно, что остальное - дело техники. Кстати, о технике. Обязательным компонентом "Миссии" всегда была изобретательность по части шпионских аксессуаров. В новом фильме это очки-айфон, видеокамера в виде контактной линзы и флешка в виде губной помады.

"Сегодня в политике нет союзников, а есть только взаимные интересы", - со знанием дела говорит шеф британской разведки. Прекрасно понимая, что разобраться в современной политике с ее контролируемой свободой, спекуляциями, двойной игрой, предательством, компроматом, исчезающими авиарейсами, терактами, финансовыми потоками и множеством других вещей, практически невозможно, создатели фильма превратили эту политику в условность. Здесь не возникает вопрос о смысле, здесь есть только виртуальный герой Итан Хант, ставящий перед собой и своим племенем изгоев очередную сверхзадачу повышенной сложности.

При всей условности и искусственности сюжета "Миссия" довольно точно диагностирует нашу сегодняшнюю реальность: "Суровые времена - суровые меры", вчерашние герои становятся изгоями, друзья и коллеги - предателями. В эти суровые времена тотальной мнимости и отсутствия благих намерений уже никто никому не верит. Никто не верит в искренность, любовь и верность, никто не верит в то, что Тому Крузу - 53.

Американская премьера фильма состоялась накануне его дня рождения с настоятельным подчеркиванием того факта, что все (или почти все) трюки в фильме актер делал сам. Сливаясь со своим персонажем в каждом сантиметре тела, Круз уже не просто супершпион, он - "живое воплощение судьбы". Именно так директор ЦРУ (Алек Болдуин) представляет Итана Ханта премьер-министру Великобритании.

Самое интересное, что пятая "Миссия", сохраняя главный для всех частей сюжет (Том Круз плюс невыполнимая задача), проводит его деконструкцию. В результате, уже невозможно сказать, кто в этом фильме главный герой, Круз-Хант или Ильза Фауст, дезавуированная богиня мести, фурия, которая буквально сваливается Ханту на голову.

Шведка Ребекка Фергюсон, клон и почти ровесница Скарлетт Йоханссон, является неожиданным и бесспорным открытием картины. Ее скандинавский шарм, который давно уже стал обязательным атрибутом шпионского фильма, делает свое дело. И если у Люка Бессона Йоханссон-Люси сама превращалась во флешку, то в "Миссии" все страсти разворачиваются вокруг другой флешки, на которую Ильза Фауст и наводит племя изгоев. При этом она блестяще справляется с ролью роковой женщины, загадочной, притягательной, неуловимой, бросающей и спасающей одновременно.

Надежды на продолжение франшизы в шестой части имеют под собой все основания. Но радует даже не это. Возможно, лет через пять Том Круз, устав от вечной молодости, вспомнит, что когда-то Мартин Скорсезе снимал его в "Цвете денег", Оливер Стоун в "Рожденном четвертого июля", Барри Левинсон в "Человеке дождя", Сидни Поллак в "Фирме", а Стенли Кубрик в своем последнем фильме "С широко закрытыми глазами". В этих картинах Круз доказал, что является отличным драматическим актером. Может, пришло время перейти к зрелости?