Не могу понять логику, по которой живет страна. Очень стараюсь. Но не могу. Как будто люди существуют в двух разных измерениях: одно обычное - человеческое, другое … слов не подберу. И каждая неделя приносит все новые примеры. Как учили древние, "говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил".
Не могу понять логику, по которой живет страна. Очень стараюсь. Но не могу. Как будто люди существуют в двух разных измерениях: одно обычное - человеческое, другое … слов не подберу. И каждая неделя приносит все новые примеры. Как учили древние, "говори не о том, что вычитал, а о том, что осмыслил".
Вот жительница Астаны, например, воюет со строителями нового здания районного акимата. Новостройка раскинулась на месте ее бывшего дома - 28 метров в длину и в ширину 11 метров 10 сантиметров. Женщина скандалит, показывает документы на право собственности:
- Вы не должны тут строить! А вы еще меня гоните с моего участка! Получается, я хозяйка, и я тут не хозяйка. Зачем я получала этот документ, скажите? Вы тут полноправные хозяева?
Обе стороны признают факт переговоров о компенсации за изъятый участок. Не сошлись в цене, хозяйка потребовал в десять раз больше предложенного. Ну, а раз не взяла что давали - начали строить сами. Если будет и дальше сопротивляться, обратятся в суд, чтобы выкупить землю в принудительном порядке.
Ну, а теперь объясните мне, как такое может быть. Есть, допустим, у меня часы. Вы хотите их купить, а я не желаю продавать за предложенную цену. Недаром старики говорят: "дающему пяти много, берущему шести мало". Но значит ли это, что дальше можно не торговаться, а просто забрать вещь, и дело с концом? Или это все-таки разбой?
И еще. О принудительном порядке. Насколько я знаю, он действует только в случаях острой государственной необходимости: возвести военный объект, проложить крупную железную дорогу, ну, и остальное в том же духе. Скажите, а какая острая необходимость появилась у государства в строительстве здания акимата именно в этом месте? Или это право сильного? Ну, то есть - разбой? Как гласит пословица: "зарезавший верблюда, зарится на мясо чужой козы".
Или вот еще случай. Окраины Усть-Каменогорска взбунтовались против бездействия местных властей: 900 семей живут без электричества и воды! Ну, каково это, мы все можем представить, стоит вспомнить, как на пару часов отключался свет в доме - жизнь останавливалась. А здесь ее и не было вовсе. Приезжайте киношники снимать фильмы про прошлые века - никаких декораций не потребуется.
Да, а что же власти? В городском акимате говорят, что о поселке помнят и свое дело знают. Обещают через год исправить положение:
- Нами были подготовлены проекты по энергоснабжению, и мы ждем финансирования из агентства по делам строительства.
И снова старику не понятно устройство этой жизни. Это что же получается? Если вдруг отключается электричество в домах, где оно есть - то чрезвычайная ситуация, и все городские службы бросаются на ее устранение. А если его и не было, то ждем "финансирования из агентства"? Раньше мне казалось, что людям везде надо жить по-человечески. Или зря умные старцы верят, что "человек не родился врагом человеку"?
А как уложить в голове коммунально-санитарный спор в Шымкенте? Там открыли новый проспект, назвали "Астана" - хорошее дело. Но убрали мусорные баки, и теперь жильцы мучаются - куда отходы девать? Они спрашивают:
- Отчего так?
Чиновники отвечают, дескать, непотребно засорять неприглядными ящиками проспект с таким названием. Ну, слушайте, так вы переименуйте его обратно в какую-нибудь Двадцать пятую Строительную улицу - лишь бы людям не мешало. Недаром предки наставляли: "остерегайся слепого и глухого: один не видит чужие слезы, другой не слышит плача".
И, уж, просто дара речи можно лишиться от новостей из Атырау. Там областной аким распорядился выкинуть из государственных детских садиков детей нефтяников:
- У нефтяных предприятий есть все возможности построить и содержать свои детские садики. Поэтому надо это все в городе прекращать. Будете отвечать, если начнете принимать в государственные детские сады детей нефтяников! Начинайте проводить мониторинг и отчислять детей работников крупных нефтегазовых компаний.
Начальник считает, что только таким образом можно заставить руководителей предприятий строить свои садики. А мне правильно говорили, будто все промышленные производства платят налоги в госбюджет? Откуда и выделяются деньги на строительство, в том числе, детских садиков? И даже на зарплату бюджетникам и чиновникам? Старая пословица подсказывает: "собираясь переезжать, не торопись сжигать все во дворе".
И дело даже не в этом. Я просто пытаюсь представить, как будет выполняться указание об отчислении детей… Выталкивать за ворота вместе с родителями? А если, допустим, папа нефтяник, а мама продавец - какую часть ребенка будем отсеивать?
А в ответ, стало быть, нефтяники начнут закрывать от других горожан свои заведения? Вот заживет Атырау! Может, тогда отчислить из города все эти нефтяные предприятия, чтобы не раздражали народ своими заработками? Пусть перебираются куда подальше и платят там свои налоги. И количество заявок на места в детских садиках сразу уменьшится. Ничего, что этих мест не прибавится. Помните : нет человека - нет проблемы?
А с этими людьми, конечно, дел невпроворот. Все хотят жить лучше. Будете.
Хотя, может быть, и не в этой жизни.