Блоги
09 ноября 2025 | 09:34

Недосягаемая: история "Волги" ГАЗ-3102

Олег Зотов Главный редактор журнала QAZ-Auto
Фото: журнал QAZ-Auto

Этот автомобиль производили 27 лет, но первые семь его нельзя было купить. Можно было только заслужить. Он всегда выделялся из потока, и даже сегодня на него смотрят с восхищением. Интересные истории о самой яркой "Волге" ГАЗ-3102.

Этот автомобиль производили 27 лет, но первые семь его нельзя было купить. Можно было только заслужить. Он всегда выделялся из потока, и даже сегодня на него смотрят с восхищением. Интересные истории о самой яркой "Волге" ГАЗ-3102.

Tengri Auto совместно с республиканским автомобильным журналом QAZ-Auto продолжает публикацию совместных материалов об автомобилях, которые уже давно ушли с витрин салонов, но остаются неизменной классикой.

V8 и "автомат"

Согласно официальной информации, первые серийные образцы модели 3102 покинули стены Горьковского автозавода в 1981 году. Однако история этого интереснейшего автомобиля началась задолго до этого. И в самом её начале модель именовалась "3101".

Фото: журнал QAZ-Auto

Что такое ГАЗ 3101?

Это амбициозный проект, который, несмотря на все свои технические достоинства и эстетические достижения, так и не стал серийной моделью.

Разрабатываемое конструкторским бюро ГАЗа новое авто изначально должно было оснащаться восьмицилиндровым двигателем и автоматической трансмиссией. И здесь нужно отметить, что эта разработка первой половины семидесятых – она же, в тот же период - представила ходовой макет.

Фото: журнал QAZ-Auto

ГАЗ-3101 не был принят в серийное производство, но наследница модели – "Волга" 3102  - всё же обзавелась и двигателем V8, и "автоматом". Эта модель имела индекс 31013. Двигатель и коробка в ней стояли от лимузина "Чайка". Помимо этого, ГАЗ-31013 получил усиленную подвеску, тормозные диски увеличенного диаметра и другие доработки. В результате были достигнуты достойные динамические показатели.

Предсерийники

Ранние прототипы опытных модификаций будущего семейства ГАЗ-3102 датируются 1976-1977 годами. К середине 1970-х проект окончательно сформировался.

Фото: журнал QAZ-Auto

От более ранней опытной ГАЗ-3101 1973 года эти прототипы разительно отличал дизайн передней и задней части - появилась полностью новая фальш-решётка радиатора, а также передняя и задняя оптика.

Фото: журнал QAZ-Auto

По сути, они представляли собой "гибрид" - двери от 24-ки, "кузовщина" напоминала более поздний серийный 3102, но была более округлой.

Сборка на особых условиях

Учитывая статус автомобиля, до 1991 года ГАЗ-3102 собирали вручную в специализированном цехе завода. Стандартные автомобили выпускались на главном конвейере ГАЗ параллельно с ГАЗ-24. Нестандартные модификации (а также стандартные, но не конвейерные) ГАЗ-3102 изготавливались в ПАМС — производстве автомобилей малых серий.

Фото: журнал QAZ-Auto

Только для "заслуженных"

ГАЗ-3102 изначально предназначался лишь для государственных служащих из числа руководителей. Однако не всем руководителям полагался столь статусный автомобиль. Нужно было быть либо очень "высоким сидячим" (но не выше, чем те, кому полагалась "Чайка"), либо "сильно отмеченным" за заслуги. К примеру, на "ноль вторых" ездили все секретари обкомов и горкомов (аким области и аким города соответственно, по меркам сегодняшних дней), армейский генералитет и директора крупнейших предприятий страны.

Фото: журнал QAZ-Auto

Для 3102 большое значение имел цвет, в который покрывали его кузов. Так, если руководитель области или города ездил на автомобиле черного цвета, то его заместители могли рассчитывать на такую же модель лишь в белом исполнении. Хотя ГАЗ 3102 в любом цвете был круче черной 24-ки.

В два с половиной раза дороже

Первые "ноль вторые" попали в розничную продажу только в 1988 году. Цена, которую государство установило на этот автомобиль, составляла 40 тысяч рублей. Чтобы понять, много это или мало, приведу одно сравнение. Самым дорогим в те годы автомобилем из числа доступных была "Волга" ГАЗ-2410. Её официальная цена была 16 тысяч рублей.

Фото: журнал QAZ-Auto

Приобрести ГАЗ 3102 могло лишь небольшое количество людей, из числа тех, чей финансовый статус был заметно выше, чем у основной массы населения СССР. Эта "Волга" была тем самым предметом, который указывал остальным на благосостояние своего владельца.

Обкомовский универсал

Универсал ГАЗ-31022 проектировался одновременно с седаном ГАЗ-3102. Однако в советское время его так и не запустили в серию.

Фото: журнал QAZ-Auto

Выпуску автомобиля ГАЗ-3102 с кузовом "универсал" мешало расположение бензобака над задним мостом. По разным данным, было выпущено от одного до нескольких опытных универсалов с передком от ГАЗ-3102, однако они имели панель пола, аналогичную ГАЗ-24, и фактически являлись модификацией последних, а не ГАЗ-3102.

Фото: журнал QAZ-Auto

Статус в постсоветское время

Любопытно, что с приходом рыночной экономики и открытием границ за "Волгой" какое-то время сохранялся статус государственного авто. Во многом это было связано с уровнем комфорта. Да, в целом конструкция автомобиля была архаичной, ведь её корни уходили в конец 60-х. Но с позиции пассажира заднего дивана это был эталон комфорта. Не хватало разве что кондиционера и электростеклоподъемников. Вопрос вскоре решился, но "Волге" это не помогло – её стали вытеснять автомобили преимущественно из Германии и Японии.

Фото: журнал QAZ-Auto

"Волги" и знаменитости

Иметь "Волгу" в собственности было престижно. Получить "Волгу" в подарок считалось высочайшим знаком уважения. Например, Роза Багланова за свою трудовую деятельность дважды получала в подарок этот автомобиль.

Первую "Волгу" – ГАЗ-24 – ей подарили в 1980 году. Вторую – ГАЗ-3102 – в 1992 году, на семидесятилетие. Серый седан с уже установленными номерными знаками 55-55 был вручен народной артистке лично акимом Алматы З. Нуркадиловым.

Фото: журнал QAZ-Auto

Доработки и тюнинг

Попытки осовременить 3102 стали предпринимать ещё в 1988 году. Тогда НАМИ предложило свой первый вариант по омоложению престижной модели. В серию его не приняли, но некоторые наработки впоследствии использовались как на заводе, так и в частных тюнинг-мастерских. Последнее касалось изменения угла задних стоек крыши, так сказать, на американский манер. Выглядело необычно, но некоторым это очень нравилось.

Фото: журнал QAZ-Auto

Более серьёзные доработки всегда касались лишь техники и салона. Очень популярной считалась доработка, в ходе которой в 3102 устанавливали тойотовские V6 и "автомат".

Фото: журнал QAZ-Auto

Салоны перетягивали кожей, добавляли элементы из дерева. Внедряли электропакеты и кондиционеры. Врезали в крыши люки. Монтировали аудио- и видеосистемы. Последнее, кстати, было очень непросто, ведь в 90-х плоских экранов не существовало, как, впрочем, DVD-дисков и USB-носителей. А чтобы разместить в салоне седана телевизор с электронно-лучевой трубкой и видеомагнитофон, нужно было сильно постараться.

Культ после ухода

Производство 3102, как, впрочем, и других моделей, было прекращено в 2008 году. Однако ещё лет семь после этого всплывали объявления о продаже новых автомобилей в разукомплектованном состоянии. Многим это было по душе, ведь за сносную сумму можно было купить машинокомплект и собрать под себя новую "Волгу".

Сегодня ГАЗ-3102 в состоянии нового автомобиля (из последних партий) или отреставрированные экземпляры модели ранних лет выпуска ценятся очень высоко. Их стоимость составляет от 10 до 20 миллионов тенге, и находятся те, кто их покупает.

Фото: журнал QAZ-Auto

Ранее в нашей рубрике мы писали:

Реклама
Реклама