Немного о хлебе насущном...
С 1 января 2016 года будет отменено госрегулирование цен на хлеб. Имеется в виду "социальный хлеб", который в простонародье называют "кирпичом". Цены на остальные виды хлебобулочных изделий давно не регулируются. Аргументов называется три. Во-первых, якобы хлеб не должен быть дешевым для богатых. Во-вторых, низкие цены не позволяют хлебокомбинатам модернизировать оборудования. В-третьих, субсидии порождают коррупцию. Естественно, реальная картина несколько иная, но обо всем по порядку:
1. На примере 2014 года есть такие цифры. Урожай пшеницы составил 13 миллионов тонн в чистом весе, из которых 8,8 миллиона тонн ушли на внутреннее потребление, а 4,2 миллиона тонн ушло на экспорт. Дальнейшее распределение 8,8 миллиона тонн, которые ушли на внутренний рынок, малопонятно, но производство муки составило 3,8 миллиона тонн (возможно, сюда стоит добавить еще производство муки через специализированные мощности - около 3,2 миллиона тонн). Из этого объема, производство свежего хлеба составило 714 тысяч тонн. Это около 40 килограммов хлеба на человека в год. Но есть другие данные, где говорится про 70 килограммов, но тогда это означает объем в 1,25 миллиона тонн. Какая часть из этого объема представлена в виде "кирпича", трудно сказать, но предположим, что около 80 процентов, то есть около 1 миллиона тонн.
2. Если булка хлеба будет весить 750 граммов (реально, возможно, меньше), то будет произведено 1,33 миллиарда булок хлеба, которые при цене в 60 тенге за булку будут стоит всего 80 миллиардов тенге в год. Иначе говоря, при объеме субсидий в 8 миллиардов тенге, речь идет о 10 процентах. Если же цена на хлеб поднимется до 90, то тогда населению придется потратить дополнительно 40 миллиардов тенге.
3. Для государственного бюджета объемом в 7 триллионов тенге, сумма в 8 миллиардов тенге является маленькой. Или же сравнить с объемом госзакупа через центральные и местные исполнительные органы, госкомпании, в объеме 11 триллионов тенге. В целом, выигрыш для бюджета небольшой, а негативный социальный эффект максимальный.
4. Что касается аргументов, то они нелогичные. Ссылка на богатых людей не совсем корректная, ибо они давно покупают хлебобулочные изделия, которые не регулируются государством, либо и вовсе сократили их потребление из-за перехода на более дорогие продукты питания. Если хотите, чтобы они платили за дешевый хлеб дороже, сделайте для них больше налоги или введите прогрессивную ставку ИПН, когда ставка налога растет для очень высоких зарплат. Предполагается, что государство поможет деньгами тем, кто получает адресную социальную помощь, но таковых получателей около 35 тысяч домохозяйств, что равно около 120 тысяч человек, тогда как в нашей стране по официальной статистике как минимум 1,2 миллиона человек (реально - больше людей) получает зарплату меньше 60 тысяч тенге. Не говоря уже о 0,5 миллиона безработных и 2,5 миллиона самозанятых. Вряд ли эти люди являются богатыми!
5. Аргумент о коррупциогенности можно принять, но ведь есть разные формы субсидирования. Например, сделать субсидии в размере уплаченных налогов, чтобы все возвращалось сразу, но не более определенного объема, или выдать кредит от КазАгро, а субсидии направить на ставку. В целом, есть множество схем, как можно помочь, но при этом избежать субсидий.
6. Аргумент об изношенности оборудования более спорный. Изношенность есть давно, но почему сейчас это вдруг стало предметом внимания - непонятно, что вообще делало здесь МСХ за последние 15 лет? Более того, непонятно, как рост цен позволит им модернизировать оборудование? Это же ведь не монопольный рынок. Рост увеличит число частных мини-пекарен, а также число тех, кто печет хлеб дома. Последнее, кстати, станет одним из первых признаков возврата уровня жизни населения к 90-м годам.
В целом, население переживет и это. Как сейчас принято, многие сравнивают с 90-ми, мол, и не такое видели. Тем более, что дополнительно 40 миллиардов тенге - это дополнительно по 2300 тенге в год на человека, или около 200 тенге в месяц. Если бы данная мера была реализована во время экономического роста, тогда бы было понятно, но во время кризиса делать такое, это все же нелогично - платежеспособность населения рубят по всем направлениям. Нелогичность проявляется не только в самой сути решения, не только в неуместном времени реализации, но и в способе ее исполнения (качество аргументов таково, будто идет расчет на то, что у среднестатистического казахстанца слабоумие). Нынешний год получился специфический - 550-летие Казахского ханства запомнилось не празднованиями, не культурными мероприятиями, а свободным плаванием тенге, бензина и, наконец, хлеба. Остается сказать, что юбилей действительно стал запоминающимся!