В южной части карты Казахстана произошли исторические изменения. Это, несомненно, стратегически верное и обоснованное решение, продиктованное вполне объективными причинами.
В южной части карты Казахстана произошли исторические изменения. Это, несомненно, стратегически верное и обоснованное решение, продиктованное вполне объективными причинами.
Во-первых, учитывая, что ЮКО была и остается самой крупной областью по численности и плотности населения, выведение из нее Шымкента обусловлено необходимостью повышения эффективности управления югом страны.
Во-вторых, присвоение статуса города республиканского значения позволяет Шымкенту получать особые преимущества в части финансирования новых проектов по развитию мегаполиса из республиканского бюджета.
В-третьих, имея опыт переноса областных центров, можно рассчитывать, что заметно улучшится и состояние Туркестана. При этом попутно следует ожидать положительного социально-экономического эффекта и на ближайшие территории области.
Безусловно, потенциал у Шымкента как одного из крупнейших городов Центральной Азии и теперь уже Туркестанской области колоссальный. Достаточно сказать, что здесь проходит участок транспортного коридора "Западная Европа - Западный Китай". Рядом огромный рынок сбыта в лице Узбекистана в 33 миллиона человек. Построен магистральный газопровод "Бейнеу - Бозой - Шымкент", который призван решить вопросы газификации, охватывая четыре области. Плюс, это еще и экспорт газа на рынок КНР.
Положительная динамика наблюдается и в процессе привлечения зарубежного капитала. В 2017 году валовый приток прямых иностранных инвестиций в ЮКО увеличился почти в два раза по сравнению с предыдущими периодами. Наиболее активен китайский бизнес. В частности, за счет инвестиций из Поднебесной запланировано строительство солнечной электростанции. Реализуются весомые проекты в агропромышленном комплексе области. Китайские предприниматели проявляют интерес к застройке Шымкента офисными и жилыми зданиями.
Однако имеются и болевые точки. Обычно проблемы растущих мегаполисов заключаются в росте нагрузки на социальную и транспортную инфраструктуру. Поэтому важно не допустить тех ошибок, которые фиксировались, к примеру, в Алматы. Это прежде всего касается нехватки социальных объектов, центров досуга, сбалансированности транспортных сетей.
Бурный рост всегда сопровождается усилением экологической проблематики. К примеру, к разряду наиболее вредных производств в стране относился шымкентский свинцово-фосфатный комплекс. Этот негативный опыт выбросов вредных веществ следует иметь в виду. Шымкент находится в списке городов с повышенным уровнем загрязнения воздуха. Поэтому уже сейчас надо продуманно и осторожно подходить к вопросам недопущения подрыва устойчивости природных систем и восстановления экологического потенциала города.
Что касается самой Туркестанской области, то есть проблемы, которые требуют стратегических решений. Кроме того, что область на 80 процентов является дотационным регионом, здесь самый низкий номинальный денежный доход у граждан. Кстати, и самая высокая доля самозанятого населения - более 46 процентов. Причем данный показатель как минимум на протяжении последних пяти лет не меняется в лучшую сторону. Эта проблема кроется в том числе в упущениях в сфере образования и суженных возможностях успешного трудоустройства. Как следствие, мигрируют из региона в основном молодые люди, что грозит привести к постепенному старению населения области.
Обостренный характер сохраняет "водный" вопрос. 27 процентов сельских территорий не обеспечены питьевой водой. А в 2013 году ни в одном селе не было доступа к услугам водоотведения. Вероятно, что внутренние перманентные причины данной ситуации связаны с неэффективным использованием бюджетных средств, нарушениями и фактами хищений. Административно-территориальное переустройство региона - это не просто символическое обозначение нового этапа развития юга, но и возможность качественно перезагрузить процессы решения имеющихся проблем, пересмотреть подходы к реализации потенциала и ключевых преимуществ области.
В целом многое будет зависеть от уровня профессионализма госаппарата. Сейчас важно сформировать крепкий исполнительно-управленческий корпус области. Учитывая дефицит кадров на госслужбе в регионах, это будет непросто. Более того, помнится, в 2013 году в ходе аттестации в ЮКО не прошли
элементарное тестирование более 40 процентов госслужащих. В 2016 году не преодолели аттестацию более 25 процентов. Поэтому имеет смысл рекрутировать людей из частного сектора, НПО, экспертного сообщества, создавая дополнительные привлекательные условия.
Необходимо отходить от инерционных, консервативных и архаичных принципов управления территориями. Нужен свежий, креативный и взвешенный взгляд, чтобы создать новую матрицу устойчивого развития Туркестанской области.