Вы замечали, сколько у нас выходов из стадионов, офисов, магазинов? Если подсчитать, то очень много. Причем в каждом входе/выходе по несколько дверей. Когда мы строим, вроде учитываем количество людей, которое потом будет посещать эти строения. Потом торжественно сдаем эти объекты, аким, ключи, оркестр. Все как полагается.
Вы замечали, сколько у нас выходов из стадионов, офисов, магазинов? Если подсчитать, то очень много. Причем в каждом входе/выходе по несколько дверей. Когда мы строим, вроде учитываем количество людей, которое потом будет посещать эти строения. Потом торжественно сдаем эти объекты, аким, ключи, оркестр. Все как полагается.
Но как только все это завершается, все двери наглухо закрываются и оставляется только одна-две. И все. Плюс стрелка, указывающая именно на ту дверь, в которую следует тебе входить. Остальные тоже – на замок или цепь.
Вот и ходишь потом, ищешь эту заветную дверь в больницу, контору, жилой дом и другие общественные места. Когда начинаешь возмущаться, тебе внятно объясняют: "Это для охраны!" Ну вроде эти здания построены для меня, для нас, и мы хотим туда войти. Нет. Порядок должен быть везде. Входи именно туда, куда указывает эта стрелка.
Внутри сидит уставший от людей охранник в униформе. Только через него. С его разрешения. Подождите, а он кто? Полицейский? Нет, это самый важный человек в любом заведении – охранник. А что он охраняет? Тут воровать-то нечего. Он охраняет их от меня/вас/нас. Потому что ПОРЯДОК должен быть везде.
Вроде и улицы, и города у нас строятся для людей. Но как только начинаешь разбираться, оказывается, для охраны. Потому что мы все потенциальные воры, алкоголики и хулиганы. Поэтому иди в указанную дверь и не ной.
"Но я хочу сюда, мне так ближе и удобней!" - кричишь в его абсолютно безразличное лицо. "Нам так неудобно охранять", - отвечает он, глядя в маленький телевизор с бесконечным российским сериалом про ментов. И ты шагаешь в обход здания в ту самую дверь "со стрелкой".
Мысль у людей, принимающих такие решения, очень примитивна, но эффективна. Может гипотетически среди посетителей встретиться хоть один хулиган или вор? По логике вещей - может. Значит надо поставить турникет тут, тут и тут. Двери закрыть, и пусть все проходят по этому коридору. И все. Просто и понятно.
Может ли среди живущих в этом городе оказаться хоть один больной СПИДом, например? Конечно, может. Ну тогда давайте проверим всех! Обходите все квартиры, дома, базары, магазины и ищите. Найдите и обязательно отчитайтесь. Не выявили? Очень плохо работаете. Вам зарплату дают, чтобы вы выявляли. Обойдите еще раз. Они не хотят? Им некогда? Ругают вас? Плохо уговаривали значит. Надо уметь разговаривать с людьми. Идите, вам говорят, и приведите всех сюда, на анализ, флюорографию, скрининг, медосмотр, диспансерный осмотр.
Вот и ходят наши медики по домам и квартирам, упрашивают, уговаривают. И вроде семья хорошая, дети, внуки вот бегают. Нет, все они могут быть заражены туберкулезом, СПИДом, раком – мало ли чем? Надо выявлять и выявлять.
10 лет я возглавлял призывную комиссию. И все эти годы у меня было ощущение, что в 1941 году как объявили призыв на войну, так и забыли этот приказ отменить. В принципе, это обычный медицинский осмотр, не хуже и не лучше. И что? Зачем всех загонять в холодные призывные участки, где нет элементарной воды, раздевать догола и пускать по всем специалистам?
"А нельзя это сделать в поликлинике? Без всего этого?" – спрашивал я у военных. "Нет, так положено. Порядок должен быть везде", – отвечали они. "Мы что, готовимся с кем-то воевать? – не унимался я, - скажите с кем?" - спрашивал их. "Твое дело смотреть, вот и смотри", – говорили они. Вот я и смотрел.
Чтоб не думать и не искать умные/научные подходы к выявлению, профилактике, добровольности проведения тех или иных мер, мы всегда идем по проверенному пути – запретить, проверить, не пускать и т. д.
Да и народ наш к этому привыкший. Проверяют, значит так надо. "Как фамилия?" - это страшный вопрос для любого экс-советского человека. Попробуйте задать любому на улице. Никогда не скажет. Потому что этот страх передан нам по наследству. И ничем его не вытравишь.
Может ли госслужащий передать ненужную информацию куда-нибудь через смартфон? Конечно, может. Кто-то когда-то что-то передал, говорят. И что надо сделать? Правильно, запретить всем пользоваться ими.
"А как цифровизация?" - спросите вы. Она только на улице, дома. Но не на работе. На работе будь добр, доставай свой старый кнопочный телефон и диктуй содержимое секретного письма. Но без фотографии.
Однако они ведь все госслужащие, прошедшие специальную проверку, так же? Многие годами работают на госслужбе. Некоторые всю свою жизнь. Им, может, хотя бы разрешить? Или нет, порядок должен быть везде?
А может, наладить нормальный доступ к этим самым документам? Кто имеет право, а кто нет. Некоторые документы пусть министры или замы сами печатают на своем компьютере, если уж совершенно секретный документ? Нельзя так сделать?
Понятно, что за всеми не уследить. Наверно, это и правильно, что надо всех проверять. Но это все было тогда, когда не было компьютеров, сотовых телефонов, смартфонов. Есть ведь множество других способов для установления порядка, согласитесь. Более цивилизованные.
Если человеку не надо проходить наши скрининги, может, не заставлять его? Пусть сам решает. Но если ты не прошел исследование, когда тебе предлагали бесплатно, то будь добр оплати сам из своего кармана все затраты, понесенные уже на диагностику этого заболевания. Многие страны так ведь делают. И это работает, между прочим. Нельзя. Почему? Опять идти и уговаривать?
А нельзя подростка просто проверить в поликлинике, а не в военкомате? Годен так годен, нет так нет. Если болеет или просто не хочет служить, может, не заставлять? Пусть научится раненых таскать хотя бы вместо этого. На всякий случай, если вдруг не дай бог! А кто действительно хочет стать военным или служить, давайте их готовить заранее? За год-два хотя бы до призыва? Таких ведь сейчас много. И тогда не будут они сбегать или симулировать болезни. Разве не так? Или опять непорядок?
К чему это я все? Мы никак не можем отделаться от нашего прошлого. И вроде приказы и решения принимаем правильные, но на выходе все равно из нас лезет наш совок. Потому что так легче, так проще.
Если дать волю некоторым нашим бастыкам, то очень скоро может возле офисов появиться красноармеец со штыком, на который мы будем обязаны нанизывать свои мандаты или пропуски в здание.
Берегите хороших врачей и не пускайте их по миру...