1. Главная
  2. Почитай

Как обжаловать протокольное решение земельной комиссии - ответы эксперта

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Как обжаловать протокольное решение земельной комиссии - ответы эксперта ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.
  • ПОДЕЛИТЬСЯ
  • Нашли ошибку?

Первое. Проверяйте факт наличия в составе комиссии представителей общественности.

Отсутствие в составе комиссии представителей общественных советов, а также органов местного самоуправления не менее 50 процентов от общего количества присутствующих членов земельной комиссии, может оказаться нарушением требований статьи 43 Земельного кодекса и быть причиной признания протокольного решения комиссии незаконным. В частности, если акимат города или района решил обойтись без представителей общественных советов, их не пригласили на заседание комиссии полностью, либо доля представителей общественности, исходя из общего количества членов комиссии, незначительная, в этом случае протокольное решение комиссии считается незаконным. Просто вписать название общественной организации или общественного деятеля для галочки на бумажке и потом штамповать протокольные решения в чью-то пользу - уже не получится. Придется всех искать, обзванивать, наводить контакты, убеждать в необходимости участия в каждом заседании и совместно работать.

 

Второе. Проверяйте факт наличия кворума заседания комиссии.

Согласно пункту 2 статьи 43 Земельного кодекса и пункту 16 Типового положения о земельной комиссии, утвержденным приказом министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 27 августа 2018 года № 359, "заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от общего количества ее состава". Иначе говоря, если заседание земельной комиссии прошло с участием членов комиссии, общее количество которых не дотягивает двух третей от общего количества членов земельной комиссии по причине отсутствия одного или нескольких представителей общественности, то можно считать, что заседание комиссии не набрало соответствующий кворум. Одного члена комиссии другим лицом менять запрещено. Другими словами, нет кворума - не может проведено и заседание комиссии.

 

Третье. Проверяйте факт соответствия количества членов комиссии минимальным требованиям.

Нужно знать, что количество членов земельной комиссии должно быть нечетным и составлять не менее девяти человек. Любой состав комиссии в четном составе и менее девяти человек не легитимен и является нарушением требований пункта 2 статьи 43 Земельного кодекса.

 

Четвертое. Проверяйте членов комиссии и факт утверждения ее состава.

Отсутствие в составе комиссии должностных лиц, которые обязаны быть в составе.

Необходимо отметить, в действующей редакции пункта 2 статьи 43 Земельного кодекса все члены земельной комиссии, которые представляют государственные органы ежегодно, по истечении двенадцати календарных месяцев и при смене всего состава комиссии не теряют своих мест в составе земельной комиссии. При смене состава членов комиссии после 12 месяцев обновлению подвергаются только представители общественных советов, негосударственных организаций в области агропромышленного комплекса и иных отраслевых негосударственных организаций, а также органов местного самоуправления; представители местного населения поселка, села, сельского округа, делегированные собранием местного сообщества.

В условиях ежегодной обновляемости "общественной" части комиссии необходимо тщательно проверять необновляемую "чиновничью" часть земельной комиссии. Если вы заметили, что в составе отсутствуют представители структурных подразделений акиматов в сфере земельных отношений, архитектуры и градостроительства, сельского хозяйства либо соответствующий аким поселка, села, сельского округа, но, несмотря на это, протокольное решение было принято - знайте, это незаконно.

Замена одного члена комиссии другим лицом. Ни один из членов земельной комиссии не может делегировать свои полномочия другому лицу. Даже если участие члена земельной комиссии затрудняется по уважительной причине и его отсутствие скажется на кворуме заседания комиссии, передача его полномочий, а равно замена одного члена другим лицом запрещается. При этом если состав членов земельной комиссии утвержден, но потребовалась замена одного члена земельной комиссии другим лицом, не дожидаясь истечения 12 календарных месяцев для смены всего состава и без внесения изменений в утвержденный список, то такая замена не считается правомерной. Не вправе самовольно менять члена земельной комиссии на другое лицо руководитель земельной комиссии.

Состав комиссии не утвержден. Необходимо отметить, что состав земельной комиссии утверждается ежегодно по истечении последующих двенадцати календарных месяцев со сменой всего состава, за исключением председателя и лиц, которые осуществляют государственные функции. Если состав земельной комиссии не утвержден либо утвержден, но внесены изменения в составе, но окончательный состав не утвержден, но, несмотря на это, комиссия осуществляет свою деятельность. Протокольные решения данной комиссии можно обжаловать по причине того, что комиссия, состав которой не утвержден либо не утверждены в составе некоторые лица, не правомочны и могут иметь законной силы.

 

Пятое. Проверяйте факт открытости и прозрачности голосования членов земельной комиссии аудио- и видеофиксацией.

Непрозрачность и неоткрытость голосования. Согласно пункту 2 статьи 43 Земельного кодекса и 17 пункта Типового положения о земельной комиссии "Решение комиссии принимается открытым голосованием. Результаты голосования определяются большинством голосов членов земельной комиссии от общего числа присутствующих на заседании, и решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов земельной комиссии". Другими словами, решение комиссии, которое основано на результатах фальсификации голосов членов комиссии, на скрытном голосовании в закрытых помещениях, рассматривается как нарушение принципа прозрачности и открытости голосования. Никто из членов земельной комиссии, включая ее председателя, не вправе инициировать и проводить заседание земельной комиссии в закрытом режиме. Если данное предложение поступило от председателя земельной комиссии либо от члена комиссии, имело место и за проведение заседания комиссии в закрытом режиме проголосовали члены земельной комиссии, то протокольное решение комиссии считается неправомочным и подлежит отмене. Для этого вы можете запросить аудио-, видеозаписи заседания комиссии.

Секретарь комиссии голосует за кого-либо в составе комиссии. Вообще, секретарь земельной комиссии не является членом земельной комиссии и не принимает участие в голосовании. Согласно 12-му пункту Типового положения о земельной комиссии к полномочиям секретаря комиссии отнесены функции по формированию повестки дня заседания комиссии, оповещение членов комиссии, подготовка материалов для проведения заседания и оформление протокола заседания комиссии и заключения заседания комиссии. Если же ввиду отсутствия кворума заседания либо невозможности участия одного из членов комиссии секретарь комиссии проголосует за отсутствующего члена комиссии либо по поручению председателя комиссии самостоятельно голосует как член комиссии, зная о том, что не является членом комиссии согласно утвержденному списку, тогда протокольное решение может быть отменено.

Нет аудио- и видеофиксации заседания земельной комиссии. Согласно пункту 2 статьи 43 Земельного кодекса фиксирование заседания земельной комиссии средствами аудио-, видеозаписи осуществляют соответствующие акиматы (МИО).

Так, согласно Правилам технического применения средств аудио-, видеозаписи, обеспечивающих фиксирование хода заседания земельной комиссии, хранения аудио-, видеозаписи от 4 декабря 2018 года № 490, в ходе каждого заседания земельной комиссии ведется аудио-, видеозапись заседания земельной комиссии в режиме онлайн-трансляции на официальных интернет-ресурсах акиматов. Другими словами, граждане, подавшие ходатайство о предоставлении соответствующих прав на землю, а также иные лица могут в режиме онлайн-трансляции на официальном интернет-ресурсе акимата посмотреть непрерывно весь ход рассмотрения земельной комиссии ходатайств граждан и юридических лиц.

Так, видеозапись должна содержать весь процесс проведения заседания земельной комиссии (непрерывно), и должны быть четко видны лица участвующих в заседании земельной комиссии, других участников заседания земельной комиссии, а также лица подавших заявление о предоставлении прав на земельный участок и их представителей, прослушиваться звук. Аудио-, видеозапись хода заседания земельной комиссии осуществляется непрерывно. Несанкционированное приостановление или корректировка аудио-, видеозаписи заседания земельной комиссии не допускается.

Отсюда вытекает следующее: можем ли мы обжаловать протокольное решение земельной комиссии, если видеозапись неотчетливо отражает лица участвующих в заседании комиссии, членов комиссии и заявителей, если видеозапись временами прерывается и теряется определенный промежуток времени записи заседания комиссии, если звук на видеозаписи не отчетлив, понижен или отсутствует, если видеозапись прерывается, приостанавливается кем-то, либо видеозапись корректируется за счет монтажа, накладки неродного звука, несхожего изображения. При наличии заключения экспертизы аудио- и видеозаписи о том, что умышленно кем-то было произведено вмешательство, то вкупе с иными прямыми доказательствами (ответы на запросы, выкопировка с ПДП, ситуационная схема земельного участка, топографическая съемка, регламент и т.д.) вышеуказанные нарушения могут быть поводом для обжалования результатов комиссии в судебном порядке.

 

Шестое. Собирайте доказательства документально подтвержденных фактов давления, угроз, подкупов членов земельной комиссии со стороны других членов комиссии либо третьих лиц.

Наличие документально подтвержденных фактов давления, угроз, запугивания, подкупов членов земельной комиссии со стороны других членов комиссии либо третьих лиц может быть предметом уголовного преследования председателя либо членов земельной комиссии и обжалования результатов в судебном порядке.

К сожалению, в настоящее время мы наблюдаем, как при утверждении состава комиссии формируют состав комиссии из представителей общественности, максимально лояльных представителей гражданского общества, из числа представителей псевдоНПО и ОО, связанных с государством обязательствами. А те общественники которые принципиально отстаивали интересы закона и законности в течение года, теряют "лояльность", становятся "нежелательными" и рискуют не оказаться в новом составе земельной комиссии.




Join Telegram