1. Главная
  2. Почитай
Реклама
Реклама

Об образовании, науке, настоящей революции и не только. Индия опять

Читать онлайн публикацию на тему ✅ Об образовании, науке, настоящей революции и не только. Индия опять ⚡ Интересная и важная информация на актуальные темы от новостного портала Tengrinews.kz.

Если вам довелось влюбиться в какую-либо страну, то привязанность эта не исчезает просто так, но постоянно, как и любое увлечение, требует своей дозы. Даже после продолжительной, например, поездки, дольше обычного, в Индию, когда кажется, что приступ охватившей вас страсти к этой стране удовлетворен, спустя несколько дней обнаруживаешь новый необъяснимый прилив тоски и желания вернуться. Судьба благоволит к страждущим, и ваш покорный слуга обласкан возможностью во второй раз за короткий срок вернуться для участия в международной конференции по образованию в Южной Азии, состоявшейся 8-9 февраля в Дели.

Наше восприятие Индии во многом уходит корнями в советское прошлое и сформировано индийскими фильмами и освящено дружбой советско-индийских отношений. Индусы до сих пор тепло относятся к СССР, первой мировой силе, которая отнеслась к ним с полным уважением. Ну а казахстанцы сегодня - благодарные наследники этой дружбы, в качестве примера можно привести то, как легко и органично имя Индира прижилось в казахской среде после посещения Джавахарлалом Неру с дочерью Индирой Ганди Алма-Аты в 1955 году. Индия отвечает нам взаимностью: например, во время конференции герой предыдущей публикации, министр иностранных дел Индии Салман Хуршид, в своей речи на открытии конференции приветствовал присутствующих представителей дипломатического иностранного корпуса, выделив, однако, только нашего посла Дулата Куанышева, который, к слову, очень уважаем в тамошних политических кругах за свои профессионализм и успешную работу, - было крайне приятно слышать столь лестные оценки деятельности нашего соотечественника как публично, так и в кулуарах конференции.
Реклама
Реклама
 
Так что наше присутствие в Индии очень даже и ощутимо. Другим примером этого может послужить недавно изданный в Индии роман "Повстречавшиеся на Кипре" (“Well-met in Cyprus”) о страсти, охватившей некоего американского профессора к казахской девушке Анаре во время их совместной работы в одном из университетов Алматы. Примечательно, что узнать об этой книге довелось от своего 94-летнего товарища Рама Адвани, владельца одной из старейших книжных лавок в Лакхнау. Язык не поворачивается назвать данного джентльмена стариком, настолько сильны его ум, любознательность, жизнелюбие и острота мышления. Этот до сих пор тщательно следящий за своим внешним видом выпускник Оксфорда еще колониальных времен своими языком и манерами, стремительно исчезающими в наш век, подобен тем мощным долгожителям, столь  красочно воспетым Маркесом не в одном его романе.
 
Говоря об индийском кино, достаточно вспомнить, что Болливуд - это колоссальный кинематографический кластер, выдающий "на-гора" в несколько раз больше фильмов, чем Голливуд. Конечно, основную часть его продукции составляют наивные мелодрамы и боевики, чей особый стиль и кинематографический язык стали визитной карточкой индийского кино, победоносное шествие которого по просторам СССР началось в 50-е годы с любимого фильма наших бабушек "Бродяга", гениальной работы индийского Чарли Чаплина - актера и режиссера Раджа Капура, представителя одной из самых заметных кинодинастий, "отца"  языка и стиля Болливуда. До сих его пор его великолепная внучка Карина Капур блистательно продолжает работу своего деда - видеоклип одной из ее последних песен - долгоиграющий хит топ-чартов музканалов.
 
Однако было бы ошибкой воспринимать Индию и ее кинематограф только как нескончаемую "фабрику грез", призванную отвлечь сотни миллионов индийцев от их нелегкого бытия. Большое впечатление производит поражающая своим реализмом и многоплановостью художественная шестичасовая гангстерская сага "Банды Вассейпура". Если вы любите "Крестного отца", то вы по достоинству оцените этот фильм, действие которого охватывает период в 60 с лишним лет и повествует о жестоком противостоянии двух мафиозных группировок по контролю над городом, противостоянии абсолютно бескомпромиссном и осуществляемом не во имя "сладкой жизни", а только во славу настоящей власти в ее чистом и чуть ли не сакральном виде, не отягощенном роскошью и гедонизмом. 
 
Во многом притягательность Индии, наверное, кроется в ее энергетике. Энергия, кажется, бьет фонтанами из земли, заставляя вибрировать все вокруг. Этот динамизм и его особый стиль, дух индустриализации, устремленность в будущее Индии напоминают Советский Союз периода расцвета. Общаясь с людьми и путешествуя по стране, не мог избавиться от чувства, что оказался в атмосфере 70-х годов СССР, которые так несправедливо заклеймены "застоем" перестроечной пропагандой. Индия - развивающаяся страна в самом полном смысле этого слова, и одним из рычагов идущей индустриализации и рывка из бедности видится решение проблемы образования.  
 
Ваш покорный слуга и другие члены кембриджской делегации провели огромное количество встреч с представителями местного и зарубежного истэблишмента, политическими кругами, включая премьер-министра страны Манмохана Сингха (с которым особенно дружна кембриджский доктор наук Шейладжа Феннел), рядом министров и лидерами националистической партии, готовящейся выиграть грядущие в мае парламентские выборы и возглавить страну. Везде на всех уровнях, в том числе и в скромном выступлении автора этого поста, непрестанно подчеркивалась необходимость развития образования для прогресса страны. Только в течение ближайших пяти лет стране требуется открыть 400 (!) полномасштабных университетов, чтобы покрыть свои задачи по индустриализации.
 
При этом Индия переживает аналогичный Казахстану и другим постсоветским странам колоссальный переизбыток менеджеров делового администрирования, юристов и финансистов, по сути призванных обслуживать внешнюю систему, но оказывающихся не просто бесполезными, но даже и вредными с точки зрения развития собственных промышленности, науки и агарного сектора, поскольку значительная часть национального продукта уходит на подготовку не очень перспективных кадров. Вовсю звучат примеры советского развития, когда страна в короткий срок смогла подготовить и создать целые научные и образовательные школы и вырваться на первые роли в мире. Многие интеллектуалы говорят, что советский социалистический опыт является уникальным и достойным подражания примером решения задач такого уровня. Не случайно Джавахарлал Неру в своем "Взгляде на всемирную историю" - письмах, которые были написаны дочери Индире из заключения, говорил, что пример развития, которое осуществили среднеазиатские народы в составе СССР, не имеет себе равных в истории мира.
 
И единственной страной, которая успешно и плодотворно применяет сегодня опыт СССР, является КНР. Именно там социализм служит не как система догм, временами бессмысленных ограничений, неэффективного распределения благ и, как следствие, дефицита товаров и появления огромных очередей, но как мощный инструмент системы управления и консолидации ресурсов для грамотного национального развития, достичь которого можно только научными методами, в свою очередь развивая и лелея свою собственную систему образования и науки. В Индии постепенно кристаллизуется точка зрения, что в науке и образовании невозможно имплантировать постороннюю систему. Можно и необходимо заимствовать методы, способы и знания, но всегда надо порождать нечто собственное и родное, что только и может обеспечить прогресс и, соответственно, будущее и конкурентоспособность страны. 
 
Эта точка зрения глубоко укоренилась среди кембриджских ученых (и научного мира в целом, конечно). Любая национальная система образования и науки успешна только тогда, когда она глубоко отечественна, опирается на собственные ресурсы и создает свой глубоко специфичный подход в развитии. Ведь никто не знает  проблем и возможностей лучше, чем сама нация. Даже заимствуя приемы и методы или имплантируя иностранные кадры и некоторые технологии, добиться полноценного рывка можно, только нащупав свой индивидуальный путь. И советский пример является тому самым убедительным подтверждением. Наверное, даже ярые противники СССР не могут отвергать успехов, достигнутых им в образовании и науке. Характерное свидетельство - это фраза Джона Кеннеди к американцам в ответ на новость о запуске в космос первого  космонавта Земли Юрия Гагарина, чье 80-летие со дня рождения отмечалось 9 марта: "Учите физику, иначе придется учить русский".
 
Без развития собственной средней школы, как основы всего, и университетского образования в соединении с созданием научных лабораторий при наших университетах вместо почившей в бозе Академии наук, можно и не мечтать о реиндустриализации и вхождении в число развитых стран мира. В сегодняшних условиях именно развитие лабораторий при университетах и кластерах может и должно стать необходимым заимствованием успешного западного опыта. Именно в этом кроется и секрет развития инноваций, и залог успеха, которые развитые страны ревностно оберегают от передачи в чужие руки. Под пресловутым "трансфером технологий" в реальности подразумевается продажа по завышенным ценам готовых и уже поэтому устаревающих технологий. С этой ролью второго сорта не очень успешно сражаются многие из прогрессивных стран вроде Южной Кореи и других.
 
У Казахстана, однако, есть скрытое и пока нереализованное преимущество. Грядущая третья индустриальная революция, призванная неузнаваемо изменить наше бытие, идет во многом к человечеству через открытие новых, невиданных доселе материалов. Последние же являются прямым следствием исследования материалов старых, основой которых служат, конечно же, все базовые элементы. Немного стран могут похвастаться их полным наличием, и в их числе - наша страна. Это - ключ для привлечения лучших умов мира к сотрудничеству. Десятки лабораторий по всей стране способны преобразить ее через некоторое время, вернуть престижность образования в общество и в том числе во многом оздоровить и нормализовать его духовный и нравственный климат. 
 
Перечитывая не так давно знаменитые письма физика-кембриджца и нобелевского лауреата Петра Капицы к Сталину, ваш покорный слуга с удовлетворением обнаружил, что именно глубоко национальный подход Капица, будучи истинным кембриджцем, и исповедовал. "Часто причина неиспользования новаторства в том, что обычно мы недооценивали свое и переоценивали иностранное", - писал он руководителю страны, при котором система развития науки и образования и приняла такой беспрецедентный характер, стараясь убедить его отказаться от подражания зарубежной, в данном случае - американской системе, большим сторонником которой Сталин был вначале, что и удалось сделать во многом благодаря настойчивости Капицы. Результат, как говорится, налицо. 
 
Наверное, изначальный проамериканский подход к развитию науки был обусловлен схожестью тех рывков в индустриализации, которые обе страны - США и СССР - совершили в 1930-е годы и помощи, которую Америка оказывала Советскому Союзу на начальном этапе его становления. Невзирая на якобы разницу в идеологических подходах, и там, и там речь шла о возрастающей центральной власти государства в мобилизации своих ресурсов для решения проблем бедности и нищеты, повышения уровня жизни и выхода страны на первые роли в мировой политике. Помимо общности целей, обоих политиков связывала личная симпатия, о которой хорошо свидетельствует голливудский художественный фильм "Миссия в Москву", снятый в 1943 году по фактическому докладу для Госдепа США посла в СССР Джозефа Дэвиса. 
 
Главный вывод кроется в том, что это и есть наглядное свидетельство того, какую непреходящую ценность и силу имеет Мысль, которая чуть ли не управляет реальностями и судьбами миллиардов людей и может вернуться к ним на самом неожиданном уровне. Письма Капицы повлияли на ход истории и продолжают эхом отзываться на судьбах мира через, к примеру, решение проблем организации системы образования в мире. И отблеск их ощущается сейчас и в Индии. Но подобную силу Мысль обретает только тогда, когда она правильно не только понята и прочувствована, но и затем правильно воплощена, что требует недюжинной управленческой компетенции, системных уровня и подходов.
 
Нелегкий вопрос развития и поддержания уровня образования сегодня стоит остро, пожалуй, перед всеми странами, кроме Китая. И упирается он самым фундаментальным образом в развитие средней школы, ведь именно там закладываются самые главные знания и навыки будущих взрослых членов общества. Говоря об Индии, именно неразвитость сельской школы, проблема перенаселения, гендерное, социальное и кастовое неравенство, раздробленность страны - все те препятствия, которые Советский Союз успешно преодолел в свое время, необходимо преодолеть и Индии сейчас.
 
Многие из этих проблем, однако, Казахстану придется решать заново. Если в СССР в свое время огромный скачок стал возможен за счет включения чуть ли не половины населения, не принимавшего до этого прямого участия, в создание национального продукта, а речь идет о прекрасной половине человечества, чей очередной международный день прогрессивное оное только что и отметило - то сегодня перед нами этот вопрос не стоит. Равно как не стоят проблемы кастового неравенства и раздробленности - сказываются положительные последствия достижений советского периода. Тем не менее, на все остальные вызовы нашей стране придется отвечать заново, ведь если не будет достигнуто прорыва в этой области, мы рискуем вернуться на позиции XIX века с массовой неграмотностью населения, отсутствием научной школы и перспектив на достойное место среди развитых стран.