Оглашать имена коррупционеров - хорошая идея?
Недавно в Казахстане предложили публиковать списки осужденных за коррупцию. Бесспорно, общество поддержало данную инициативу.
Следует отдать должное Агентству по делам государственной службы и противодействию коррупции (АДГСПК), которое регулярно демонстрирует политику открытости и прозрачности своей деятельности. В то же время в отдельных ее сегментах сохраняются резервы для дальнейшей транспарентности.
К примеру, АДГСПК, информируя общественность о фактах задержания конкретных чиновников, в том числе при получении взяток, избегает называть их имена и фамилии. Обыватель, как правило, эту недосказанность толкует по-своему, скажем прямо, не в пользу антикоррупционной службы. Но с юридической точки зрения все понятно: статья 77 нашей Конституции гласит, что лицо считается невиновным в совершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим в законную силу приговором суда.
Вместе с тем факт остается фактом: задержание за получение взятки имело место, задержано конкретное лицо и личность его достоверно установлена. Так почему бы об этом не сказать населению? Можно сделать это с оговоркой, что вопрос о его виновности или невиновности будет решен на последующих стадиях уголовного процесса.
Это целесообразно еще и в целях устранения перекоса в этом вопросе. Когда за коррупционные преступления к ответственности привлекаются крупные и известные в стране чиновники или руководители национальных компаний, начиная с момента их задержания они становятся объектами повышенного внимания СМИ и общества. А когда речь идет о задержании чиновников среднего и мелкого звена, которые составляют большую часть коррупционной статистики, мы позволяем им прятаться за Конституцию и избегать общественной огласки.
Человечество с незапамятных времен усвоило простую истину: самыми мощными орудиями в профилактике запрещаемого поведения являются огласка, общественное осуждение и публичное наказание нарушителей. Средневековые публичные смертные казни на городской площади трансформировались в XX веке в более гуманные наказания, но тоже исполняемые открыто. Например, телесные наказания правонарушителей в Таиланде, Иране и других странах транслируются по ТВ в прямом эфире. В США по требованию общественности по ТВ показывают тюремную жизнь проворовавшихся губернаторов, также практикуется выведение заключенных на городские уличные работы. А в европейских странах к осужденным, в том числе коррупционерам, широко применяются общественные работы. При этом обязательным является ношение во время этих работ яркой жилетки с надписью на спине и груди Community Payback ("Вернуть долг обществу").
Эта мудрость была освоена и нашими предками. Великий казахский мыслитель, просветитель, общественный деятель Абай, имевший судейский опыт, говорил: "Ар жазасы - бар жазадан ауыр жаза" ("Самое суровое наказание - это наказание чести").
Таким образом, в целях повышения эффективности противодействия коррупции целесообразно придать этим процессам больше открытости. При этом не только публиковать списки осужденных за коррупцию, но и обязательно называть имена и фамилии задержанных по подозрению в коррупции. А в последующем, во время отбывания наказания, показывать населению их тюремную жизнь.
Уверен, что данные меры не только будут полностью поддержаны обществом, но и вполне соответствуют требованиям Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 10 января 2018 года, который предусматривает усиление прозрачности правоохранительной деятельности (пункт 93).