Откуда у нашей "золотой молодежи" надменность, спесь, презрение к собственному народу?
Авторский блог писателя и режиссера Ермеку Турсунова
Читаешь иной раз новостную ленту и начинаешь невольно задумываться. В голову лезут разные мыслишки. К примеру, о ворах.
Обидно, думаешь: даже воры у нас какие-то… не такие. Нет в них, знаете, какой-то особенной воровской удали. Лихости нет. Сути зловещей. Выдумки злокозненной. Стиля нет. Изящества. Преступного шарма. Романтики…
Ну что значит, украл мешок с рисом. Или зеркало с машины. Или сумку на базаре…
Хотя... Если подумать, то каждое ремесло требует подготовки. И, что немаловажно, особой предрасположенности. А при наличии таковой требуется совершенствование навыков. Профессиональный рост. Повышение квалификации, так сказать. Воры в этом смысле не исключение. С чего-то ведь надо начинать.
С чего начинается вор?
Правильно, с мелочи. В самом начале своей карьеры вор, трясясь и потея, с трудом преодолевая детские страхи, пробует таскать яблоки из соседского сада. Если получается, то идет дальше. Тащит у тех, кто рядом. У друзей, у знакомых. Все подряд. Даже то, что не очень-то и нужно. Просто он так постепенно набивает руку. Втягивается. Растет.
Затем начинает бомбить зазевавшихся стариков. Беззащитных детей. И в один прекрасный день, поднаторев на ерунде и возмужав, становится профессионалом. И начинает работать по-настоящему.
Может взять и стащить кусок дороги. То есть списать щебня с асфальтом на нехилую такую сумму, подговорить подрядчиков и замутить аферу. Ну, или присосаться к тендерной комиссии и развести там с бастыками – сорвать куш.
Со временем построение разных хитромудрых схем моделирует образ мышления и становится, собственно, делом жизни. Самый изворотливый и удачливый вор может прикарманить так полстраны. А то и больше. Аппетит же приходит во время… процесса. И что характерно, он работает уже не один. Подобное, как известно, притягивает подобное. С ним – целая команда.
Ну с кем может водиться вор? Только с себе подобными. У них там свое представление о мироустройстве, свой понятийный контекст, свои отношения. И вот они уже втягивают в свой привычный мир своих детей, родственников, знакомых. Так воры создают династии. Те в свою очередь объединяются в шайки. Профессиональные союзы. Образуют синдикаты. Выбирают главаря.
Но…
Но сколько бы потом этот главарь, будучи в списке самых состоятельных людей мира, не натягивал на себя разные пристойные маски, суть его от этого не изменится. Внутри он все тот же пугливый мальчишка, что таскает яблоки из соседского сада…
У нас в народе издревле бытуют мудрые поговорки. Говорят: "Ұяда не көрсең, ұшқанда соны ілерсің". Означает: "Что видел в гнезде, тем и будешь промышлять по жизни". Или: "Алдыңғы арба қайда жүрсе, соңғы арба сонда жүрер" - "Куда потащит передняя телега, туда последуют и другие".
Вот и думаешь. Интересно, а какого качества выросла у нас следующая генерация отечественных буржуа? В массе своей (с первой все ясно). Что у них там в головах творится? Могут ли они представить себе жизнь иначе? Почему они ездят по Аль-Фараби задом наперед? Почему на их свадьбах летают вертолеты сопровождения? Почему они дерутся с учителями и могут побить врача? И вообще откуда у определенной части нашей "золотой молодежи" берется надменность, спесь, презрение к собственному народу, чувство превосходства и безнаказанности?
Вообще, мне думается, внезапное богатство – это наказание. Оно не должно сваливаться на голову просто так. К нему идут долго. Поколениями. Но наши нетерпеливы. Наши хотят всего много и сразу. То есть они хотят построить гору, хотя еще не таскали камней.
Ну что я могу сказать? Рокфеллер был честным вором. Он однажды сам признался: "Я могу отчитаться за каждый заработанный мною миллион, кроме первого". Так то Рокфеллер!
Наши воры в этом смысле уважения не вызывают. Как бы они ни пыжились и ни пылили. Как-то мелко у них все и банально. Я бы даже сказал, пошло.
Вот вы когда-нибудь слышали, чтобы кто-нибудь из наших выкрал старинную рукопись из краевого музея? Или стащил редкий манускрипт из сейфа какого-нибудь ученого с мировым именем?
Да, воруют у нас по-крупному, но все как-то о брюхе заботятся. О кишке своей ненасытной. А так, чтобы собрать банду изобретательных подельников, разработать коварный план, сделать подкоп и выкрасть картину из Третьяковской галереи. Ну, на худой конец, из Кастеевского музея. Вот это я понимаю! Вот это – схема! Нет. До такого не додумаются.
Хотя, если прикинуть, на фига им картина? Или рукопись? Ее же не съешь. Не спрячешь. И не продашь…
Эх-х, не догоним мы эту заветную тридцатку развитых, пока воры наши не станут благороднее в ремесле своем.