Почему я не покупаю пиратские диски и не качаю MP3-альбомы
Как-то в разговоре с одним умным человеком мы затронули вопрос о том, почему, как правило, дебютный альбом исполнителя всегда самый лучший в его дискографии (то есть, самый интересный и запоминающийся с музыкальной точки зрения). Ближайшие общеизвестные примеры - Валерий Меладзе (альбом "Сэра + Женщина в белом"), Леонид Агутин (альбом "Босоногий мальчик"), In-Grid ("Rendéz-vous"), Gazebo ("Gazebo"), Robert Miles ("Dreamland"). На самом деле их просто масса и тележка в придачу.
В общем, пришли к выводу, что ситуация вытекает из общей системы организации музыкального бизнеса. К первому альбому исполнитель идет долго, несколько лет, накапливая и отсортировывая свои творения, попутно совершенствуя свое мастерство. Пробившись со своей сформированной коллекцией к звукозаписывающему лейблу и достигнув первого успеха, исполнитель попадает в ритмично организованную среду, в которой надо выпускать каждый год по новому альбому. Если только исполнитель не гений-трудоголик или если за его спиной не глыбится продюсерская фабрика по производству хитов, сохранить качество последующих произведений при таких темпах (да еще и с учетом необходимости "живых" выступлений) очень трудно: у исполнителя просто физически не хватит сил и таланта постоянно выдавать шедевры. В тираж пойдут случайные поделки, которые по-хорошему надо было отбраковывать, подкрашенные аранжировщиками и звукооператорами наброски, римейки и ремиксы, кавер-версии чужих творений, плагиаты, дуэты, концертные варианты, зе бесты и прпрпрпр. В последнее время вообще пошла дурная мода перевыпускать прошлогодние диски с добавками в них пригоршни свежих треков (примеры - в общем-то очень талантливые Michael Bublé с альбомами "Crazy Love" 2009 года и "Crazy Love - Hollywood Edition" 2010 года и Melody Gardot с одноименными альбомами "My One and Only Thrill" 2009 и 2010 годов). Или выпускать один и тот же альбом под разными обложками (примеры - CD "Black Ice" 2008 года группы AC/DC, выпущенный в трех вариантах обложки плюс издание де-люкс).
Только очень немногие исполнители способны не следовать годовому ритму, выпуская альбомы не по необходимости, а по готовности. Примеры - Sade, Sting и еще десяток исполнителей экстра-класса. Но для того, чтобы быть белыми воронами, им понадобилось две очень важные вещи. Первая - суперталант. Вторая - большие деньги. Деньги нужны им для того, чтобы не зависеть от конвейера и создавать творения не потому, что потребовались "бабки" на хлеб, квартплату, ремонт, а потому, что творения родились, выросли и созрели естественным для них образом.
Деньги же исполнителям с неба не падают. Источник этих денег - мы, потребители. Вот в том числе и поэтому я не покупаю пиратские CD и не скачиваю нужные мне альбомы бесплатно из Интернета. Мне важно, чтобы труд творца был оплачен, чтобы он мог продолжать создавать то, что мне нравится. Ведь если исполнитель не будет получать деньги за свои произведения, у него элементарно пропадет смысл творить и ему придется идти в лабухи или куда-то еще в поисках заработка.
Есть и другие важные для меня факторы: потребность в уверенности в качестве и просто эстетическое удовольствие от обладания "фирменным" изданием с качественно отпечатанным информа-тивным вкладышем.
Я знаю, что мои деньги - капелька и что не все деньги доходят до исполнителей, естественным образом оседая по всей длине цепочки от покупателя до автора. Но таких как я - миллионы, и наши капельки сливаются в нужные для исполнителей финансовые ручьи. Я знаю, что Казахстан - в общем-то маленький музыкальный рынок, и для исполнителей международного уровня в первую очередь важны поступления от американских и европейских покупателей. Но, может быть, преобладание в нашей стране легальных продаж даст повод иностранным музыкальным (и не только музыкальным) лейблам задуматься о необходимости снижения розничных цен до уровня, приемлемого для нашего массового потребителя. Я знаю, что специально для СНГ музыкальные лейблы производят удешевленные версии альбомов. Но они мне неприятны, ибо выглядят как подачки бедным. Мол, вам и такие сойдут.
К чему это я? Во-первых, воровать (давайте называть покупку пиратских дисков и скачивание альбом из сети нахаляву своими именами) есть плохо с точки зрения нормального общества и гадко для своей собственной совести. Во-вторых, мне хочется, чтобы мои любимые исполнители творили дальше, а для этого им в первую очередь нужны деньги, а не странная вампирская любовь ("мы тебя любим, ты твори, только денег от нас не жди, они художникам не нужны, питайся своим талантом"). В-третьих, не будет в Казахстане талантливых и коммерчески успешных профессиональных исполнителей, если общество не будет достойно оплачивать их творчество. Уедут эти исполнители, или будут играть на свадьбах-юбилеях, пока их публика не забудет. А потом их уже и на свадьбы-юбилеи звать, понятное дело, не будут.
Я не агитирую и не призываю. Я поступаю так, как считаю правильным по отно-шению к тем людям, чье творчество я уважаю и люблю. Удачи. Цените свой труд и труд других.