Президент РК Нурсултан Назарбаев, комментируя на днях внедрение системы обязательного медицинского страхования в Казахстане, призвал не торопиться с осуществлением реформы и доработать действующую модель с учетом всех критических замечаний.
Президент РК Нурсултан Назарбаев, комментируя на днях внедрение системы обязательного медицинского страхования в Казахстане, призвал не торопиться с осуществлением реформы и доработать действующую модель с учетом всех критических замечаний.
Известно, что система ОСМС, действующая в стране уже с 1 июля текущего года, вызвала острую полемику в СМИ из-за ряда явных недоработок.
Один из основных аргументов против запуска ОСМС заключается в том, что доходы населения позволяют далеко не всем оплачивать взносы ежемесячно.
Несмотря на официальный уровень безработицы в 5 процентов, доля самозанятого населения в Казахстане составляет более 25 процентов от экономически активного населения. По данным Министерства труда и социальной защиты РК, порядка одного миллиона 400 тысяч самозанятых зарегистрированы в налоговых органах, остальные 800 тысяч человек находятся в неформальном секторе. При этом 301 тысяча из 2,2 миллиона самозанятых имеют доходы ниже прожиточного минимума или же практически не имеют доходов.
Во-вторых, низкий уровень собираемости взносов от самозанятого населения может привести к повторению ошибок системы обязательного медицинского страхования 90-х годов. Тогда четверть населения, в том числе самозанятые и фермеры, не платили взносы. Многие предприятия были не в состоянии выплатить налог с фонда заработной платы из-за наличия больших долгов.
В-третьих, открытым остается вопрос администрирования отчислений от предприятий, находящихся в процессе банкротства и реабилитации. По состоянию на 1 июня текущего года задолженность предприятий по заработной плате составила 1,7 миллиарда тенге перед более чем семью тысячами работников.
Кроме того, полностью не проработаны вопросы развития добровольного медицинского страхования (ДМС) в условиях внедрения ОСМС. Для поддержания здоровья своих сотрудников в работоспособном состоянии наиболее вероятным вариантом для предприятий с вредными условиями труда может стать выплата взносов и по ДМС, и по ОСМС. В таком случае трудно ожидать повышения зарплаты, что, в свою очередь, скажется на покупательской способности работающего населения.
Сбор взносов и тем самым оказание качественных медицинских услуг также затрудняются большой территориальной рассредоточенностью. Сейчас порядка 43 процентов населения живет в сельской местности. Для них внедрение новой системы не окажет существенного влияния по качеству услуг, поскольку в сельской местности единственным поставщиком были и остаются государственные медицинские учреждения. В условиях отсутствия конкуренции возможности ОСМС для сельского населения не применимы.
Если посмотреть на мировой опыт, то переход на всеобщее обязательное медицинское страхование является очень длительным процессом. Так, например, в Германии и Бельгии он растянулся на более чем сто лет. Считается, что очень быстрый переход к обязательному медицинскому страхованию сумела осуществить Южная Корея - это 26 лет с момента принятия закона о медицинском страховании в этой стране. При этом следует подчеркнуть, что Южная Корея разработала программу медицинского страхования в период высокого и стабильного экономического роста, приносившего большие доходы для госбюджета, предприятий и домохозяйств, что, в свою очередь, обеспечило регулярные взносы на медицинское страхование.
В постсоветских странах также идут эксперименты с внедрением обязательного медицинского страхования. В России формальный переход к ОМС начался с 90-х годов, однако реформы в этом направлении продолжаются до сих пор. В Грузии обязательное медицинское страхование просуществовало с 2001 по 2005 год и показало свою нежизнеспособность. Оказалось, что в условиях высокого уровня неформальной занятости населения и низкой собираемости налогов эта система не работает.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что для успешной реализации программы обязательного медицинского страхования важно наличие ряда предпосылок. Самыми главными из них являются эффективно работающие институты, а также благоприятные экономические условия. Кроме того, очень важно, чтобы сама реформа осуществлялась в условиях высокой прозрачности и с учетом интересов различных сторон.
Полагаю, дальнейшая доработка системы ОСМС в Казахстане должна быть осуществлена с учетом всех этих аспектов.