Блоги
11 ноября 2010 | 19:24

Продовольственная независимость: угрозы и возможности

Сергей Смирнов Эксперт Института политических решений

Почти два десятка лет отсутствия продуманной программы развития аграрного сектора, вырубка садов, развал молочной, мясной подотраслей сельского хозяйства оборачиваются теперь зависимостью от иностранных поставщиков и уязвимостью перед колебаниями мировых цен. Доля сельского хозяйства в ВВП упала с 34% в 1990 году до 6% в 2009−м.

Почти два десятка лет отсутствия продуманной программы развития аграрного сектора, вырубка садов, развал молочной, мясной подотраслей сельского хозяйства оборачиваются теперь зависимостью от иностранных поставщиков и уязвимостью перед колебаниями мировых цен. Доля сельского хозяйства в ВВП упала с 34% в 1990 году до 6% в 2009−м.

         Реформы в сельском хозяйстве негативно сказались на эффективности  сельхозпроизводства. Мелкие крестьянские хозяйства не способны производить продукты питания в количествах, необходимых для обеспечения продовольственной независимости страны. Коэффициент полезного действия имеющихся в стране производственных ресурсов крайне низкий. Например, макаронами отечественного производства Казахстан обеспечен только на 34%, крупами – на 21%, растительным маслом – на 35%, овощами и фруктами – на 10%, сахаром из сахарной свеклы –  на 4%. Отсутствие современных технологий хранения ведет к большим потерям урожая. В силу чего в межсезонье возникает острый дефицит фруктов, овощей и бахчевых. А ведь всем этим при благоприятном развитии агропромышленного комплекса страны отечественные прилавки  могут быть  завалены без помощи импорта.

      Следует отметить, что далеко не всегда данные статистических органов соответствуют реальным объемам производства: несоответствие заявленных объемов производства реальной ситуации на рынках нередко связано с приписками в акиматах. В частности, несмотря на заявления чиновников о стабильном ежегодном росте численности скота, его поголовье до сих пор не только не достигло показателей 1990 года («застабилизировавшись» на уровне 1995 года), но и значительно потеряло в продуктивности (ранее выведенные породы животных вырождаются и исчезают), что, несомненно, представляет угрозу продовольственной независимости республики.

     Кроме того, в Казахстане национальные стандарты потребления, по сравнению с общемировыми нормативами, занижены. Казахстанцы недоедают практически по всем основным видам продовольствия. К примеру, в потребность в мясе в 2008 году, согласно национальной норме, составила 735,2 тыс. тонн. В соответствии же с международной нормой должна быть 1,28 млн тонн. При этом фактическое потребление оказалось на уровне 970 тыс. тонн. Дефицит заполнялся импортом из Китая, Бразилии, Аргентины, Новой Зеландии. Таким образом, при решении проблемы обеспечения продовольственной независимости  основными видами продуктов питания заслуживают серьезного внимания не только вопросы самообеспечения страны, но и пересмотр национальных стандартов потребления.

      Согласно нормативам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), продовольственная независимость страны считается обеспеченной, если отечественное производство продовольственных товаров составляет не менее 80% потребности населения. При этом необходимым условием достижения продовольственной независимости является физическая и экономическая доступность продуктов питания для населения. Но достаточно зайти в любой супермаркет, чтобы убедиться, как далеки мы от этих параметров по многим видам продовольствия. По экспертным оценкам, Казахстан завозит около 30% продовольственных товаров.

     Значительная зависимость страны от внешних факторов свидетельствует о низком уровне продовольственной безопасности и слабом государственном регулировании внутреннего потребительского рынка. К примеру, закрытие границы с Узбекистаном, сразу же ведет к росту цен на помидоры, огурцы и другие овощи.

    Динамика импорта продуктов в  разы превышает темпы роста отечественного сельхозпроизводства. В результате по продовольственным товарам, реализуемым в розничной торговле, доля импорта в крупных городах достигает  60%. При этом доля импорта колбасных изделий составляет 26%, консервов мясных и мясорастительных – 52%, масла сливочного – 40%, сгущенного молока и сливок – 83%. Иного ожидать и не приходится.

      Сегодня около 80% производимой продукции сельского хозяйства реализуется в виде сырья без переработки, а готовая продукция мало конкурентоспособна из-за технологической отсталости перерабатывающих предприятий. Причин сложившейся ситуации много. Среди них: недоступность техники многим сельхозпроизводителям из-за дороговизны, хронические проблемы с ГСМ, съедающая госфинансирование отрасли коррупция, проблемы с семенным фондом, отсталость аграрных технологий.  Итог – нехватка и низкое качество сырья. Так, начиная с 1992 года республика из самообеспечивающей превратилась в импортирующую по молоку. Казахстан выметает практически все киргизское молоко. Остальное добирает по всему миру – от Дании до Новой Зеландии.

Однако аграрные чиновники, «забыв» о внутреннем рынке, подобно незадачливому игроку в рулетку, делают все новые и новые ставки, планируя завалить Европу то экологически чистым мясом с джайляу, то казахстанским кумысом, то медом. Но не сделано ни первого, ни второго, ни третьего…

Теперь новая идея: ставка на откормочные площадки и это при том, что Казахстан занимает 5-е место в мире по размерам пастбищных ресурсов, а в Европе «естественное» мясо в 5 раз дороже «откормочного». Выделение огромных бюджетных средств на строительство новых откормочных площадок, мясоперерабатывающих заводов и убойных цехов при дефиците сырьевых источников (загрузка даже существующих мясокомбинатов сырьем не превышает 50%) представляется не только нецелесообразным, но и очень похоже (как и многие «прорывные» мегапроекты) на очередной «распил» бюджетных денег.

      Дело в том, что в Казахстане, как правило, 80% затрат приходится на корма. В частности, на одну племенную корову ежегодно необходимо не менее 40 центнеров  кормовых единиц всех видов кормов. А обеспеченность даже отечественного животноводства сочными кормами составляет лишь треть от потребности. Не производятся такие ценные корма, как сенаж, зерносенаж, кормовая свекла. Наличие более 82% скота в подсобных хозяйствах затрудняет откорм, учет и ветеринарный контроль. Сегодня задачей является не столько рост поголовья крупного рогатого скота, сколько увеличение его веса путем восстановления и развития кормовой базы и племенного усиления стада. Причем в структуре поголовья  следует сделать акцент на таких видах  как овцы и птица. Это обосновано более низкой себестоимостью их производства

     Низкий уровень потребления фруктов требует скорейшего решения проблем развития садоводства и по этому направлению страна может даже выйти в лидеры. Рентабельность одного гектара сада в 5 раз превышает такую же площадь засеянную зерновыми. А потребность во фруктах и продукции из них растет. К примеру, китайцы лет 10 назад насадили яблочные сады, и теперь не только обеспечили собственные потребности, но и лидируют в мировом  экспорте яблок и яблочного концентрата. У нас рядом Россия, потребляющая  4 млн тонн плодоовощной продукции в год. Однако эта отрасль требует значительных инвестиций с пролонгированным сроком возврата: окупаемость сада 7–10 лет.  Поэтому в ближайшей перспективе площадь под садами в республике увеличится незначительно, хотя в республике разрабатывается программа восстановления садоводства.

     Тяжелое положение сложилось в производстве растительного масла и сахара, где разрушение межотраслевых взаимоотношений, специализации сырьевой зоны привело к резкому сокращению выработки этих важнейших видов продовольствия. Тем не менее, республика располагает достаточной сырьевой базой для развития масложирового производства, и можно реально ставить задачу полного импортозамещения подсолнечного масла, сохранив при этом импорт других сортов масел - оливкового, соевого, пальмового и т. д.

      Предполагаемое развитие свекловодства не позволит полностью обеспечить сырьем сахарную промышленность, и республика все же будет нуждаться в импорте сахара-сырца.

   Для изменения ситуации с продовольственной независимостью следует переформатировать роль институтов развития. Они должны использовать гибкие схемы финансирования, брать на себя больше рисков, позволяя тем самым запускать значимые проекты, которые потащат за собой всю отрасль. Тем более, что надежды, возлагаемые казахстанскими властями на ограничение экспорта ряда видов сельхозпродукции с целью насыщения внутреннего рынка, учитывая предстоящее вхождение страны в ВТО, не имеют перспектив. Членство в этой организации сопряжено с большими рисками. Особенно это касается отечественных агропроизводителей, многие из которых просто не выдержат конкуренции с крупными товаропроизводителями из-за рубежа.

  Предпосылками для преодоления ситуации, когда значительная (по некоторым продуктам до половины и более) часть потребляемой населением пищевой продукции промышленного изготовления является импортной, могут и должны стать модернизация производственных мощностей предприятий пищевой промышленности, быстро развивающаяся сырьевая база, повышающий потребительский спрос рост доходов населения, широкое развитие кооперации, доступ к дешевым и «долгим» кредитам в аграрном  секторе республики.