Рак - это война клонов
На прошедшем 3-7 июня в Чикаго конгрессе онкологов было заявлено о прорывных исследованиях в области иммунотерапии рака. Ведущие фармацевтические компании, такие как Pfizer, Merck, Novartis, Genentech, Bristol Meyer Squibb, пытаются создать эффективный путь спасения людей от этого смертельного недуга. Полгода назад президент Обама объявил о "лунной экспедиции" в борьбе против рака, с ежегодными государственными ассигнованиями в 1 миллиард долларов. Возглавить "экспедицию" поручено вице-президенту Байдену, сын которого стал жертвой агрессивной формы рака головного мозга. Известный технологический предприниматель Шон Паркер - ментор Марка Цукерберга - выделил 250 миллионов долларов на развитие новых методов иммунотерапии рака. Мир вновь мобилизуется в борьбе против рака. Почему все это происходит именно сейчас?
История борьбы с раком насчитывает более 3 тысяч лет. Все это время человечество пыталось лучше познать болезнь, которая доставила множество страданий и бед, унеся сотни миллионов человеческих жизней. Многовековая борьба с раком всегда была сопряжена с надеждами людей, независимо от их материального состояния и социального положения. Как говорил известный американский режиссер Вуди Аллен: "Мне не хотелось бы достичь бессмертия через мое творчество. Я хотел бы достичь бессмертия, просто не умирая".
Первые упоминания о раке обнаружены в древнеегипетских папирусах, написанных легендарным врачом Имхотепом, жившим в третьем тысячелетии до нашей эры. Однако лишь в V веке до нашей эры древнегреческий врач Гиппократ обнаружил большое сходство внешних проявлений болезни с морским крабом и раком и дал ей современное название - karkinos ("рак" с греческого). Приблизительно в то же время древнегреческий историк Геродот детально описал страдания от рака молочной железы у персидской царицы Атоссы (дочери царя Кира и жены царя Дария). Геродот писал, что болезнь распространилась по всему телу царицы и "удушила" ее.
Древним грекам также принадлежит термин Oncos, означающий массу, застой, распространение. Отсюда произошло современное название онкологии - медицинской дисциплины, занимающейся раковыми заболеваниями. В последующем другой древнегреческий врач - Гален - впервые попытался объяснить причину распространения метастазов рака, считая их "черной желчью". Гален, умерший в Древнем Риме в 199 году нашей эры, предсказал, что рак - это системная болезнь, и удаление лишь видимой части раковой опухоли не является решением проблемы.
Современный портрет рака мало чем отличается от того, как его описывали наши древние учителя. Болезнь развивается исподволь, постепенно распространяя свои "щупальца" на близлежащие органы и ткани. В последующем происходит экспансия путем безудержного размножения раковых клеток. В результате рак постепенно захватывает отдаленные территории организма больного и "душит" его огромным количеством метастатических раковых клеток.
Сегодня понятно, что рак - это комплексное геномное заболевание, являющееся результатом множества мутаций, ведущих к неконтролируемому росту раковых клеток. Недавно проведенное британскими учеными исследование показало, что рак все же редко встречался в теле у египетских мумий и других останков древних людей. Был сделан вывод, что рак - это болезнь современного мира, обусловленная неблагоприятными факторами питания и окружающей среды, вызывающими мутации генов. Кроме того, рак является болезнью старения. Частота его встречаемости пропорциональна увеличению продолжительности жизни людей: чем дольше мы живем, тем больше в нашем организме скапливается генетических мутаций, некоторые из которых способны вести к развитию рака.
В результате мутаций происходит активация так называемых онкогенов, слаженное взаимодействие которых и приводит к безудержному росту раковых клеток. Данный процесс можно сравнить со звуками минорных аккордов на рояле, на котором мутированные гены выделяются в виде черных клавиш и производят зловещий ритм ракового процесса. К сожалению, до сих пор многое в этой летальной "музыке" остается неизведанным. Как указал гарвардский эпидемиолог Дэвид Хантер, "все, что происходит между происхождением рака и его результатом, и есть тот черный ящик, который нам еще предстоит открыть".
В большинстве случаев рак лечится путем хирургического удаления опухоли, остатки которой затем уничтожаются с помощью радиационных лучей и токсических лекарств, называемых химиопрепаратами. Однако проблемы указанных методов в том, что, наряду с раковой опухолью, уничтожаются или страдают здоровые клетки и ткани организма. Результат - побочные эффекты, такие как тошнота, рвота, выпадение волос и многие другие. Эти осложнения порой бывают невыносимыми, особенно для истощенного болезнью пациента.
Современная стратегия борьбы с раком претерпела значительные изменения в связи с созданием так называемых таргетных (прицельных) лекарств, которые точечно "бьют" по молекулярным мишеням раковых клеток. Их можно назвать "умными бомбами против рака". Наиболее известными среди них являются Herceptin (против некоторых форм рака молочной железы) и Gleevec (от рака крови и желудка). Их главное преимущество - это то, что, в отличие от традиционных химиопрепаратов, они не повреждают здоровые ткани и поэтому сопровождаются лишь незначительными побочными эффектами. Идею таргетной терапии рака более 100 лет назад предсказал выдающийся германский биолог, нобелевский лауреат Пол Эрлих, образно назвав ее "волшебной пулей" против рака. Чаще всего оказывается, что лучше всего применять сразу несколько лекарств с различными механизмами уничтожения раковых клеток - так называемый лекарственный коктейль. Как видно, в борьбе с раком нужна не одна "волшебная пуля", а целый арсенал тактических вооружений.
В последние годы большой резонанс в научном мире вызвали убедительные успехи иммунотерапии рака, основанной на применении защитных свойств собственных иммунных клеток организма в уничтожении клеток рака. И те, и другие клетки, по сути, являются клонами, поэтому иммунотерапию можно назвать "войной клонов". В отличие от вирусов и бактерий раковые клетки не являются "внешними врагами", легко распознаваемыми иммунной системой. Скорее, это собственные клетки, которые в результате мутаций превращаются в бесконтрольно размножающихся оборотней и паразитов, поглощающих ресурсы человеческого организма.
В 80-е годы большие надежды связывали с работами американского иммунолога Стивена Розенберга, который применял иммуностимулятор интерлейкин-2 для лечения некоторых видов лейкоза - рака крови. Помнится, работая в те годы в Институте иммунологии в Москве, я и мои коллеги верили в прорыв в иммунотерапии рака именно с помощью интерлейкина-2. Небезызвестный бизнес-магнат и меценат Арманд Хаммер даже "успел" инвестировать миллионы долларов в коммерческую разработку данного направления. Однако он не оправдал ожиданий, оказавшись неэффективным против большинства раковых опухолей. Порой удивляет, что устаревшие методы иммунотерапии у нас представляют как инновационные, и даже неоправданно пытаются лечить пациентов в поздних стадиях рака, когда они, теряя надежду, цепляются за любые обещания как за соломинку.
Благодаря возможностям молекулярной биологии и биоинженерии, иммунотерапия сегодня получает второе дыхание. Одно из ее перспективных направлений связано с созданием так называемых химерных рецепторов иммунных клеток (CAR-T). Технология предусматривает выделение Т-лимфоцитов из крови пациента, молекулярную инженерию этих клеток в пробирке и обратное их введение в активированном виде с тем, чтобы они могли целенаправленно уничтожать раковые клетки. Один из разработчиков технологии - тот самый Стивен Розенберг. Над ее коммерциализаций работают биотехнологические компании: Juno Therapeutics, Novartis and Kite Pharma. В настоящее время технология CAR-T прошла успешные клинические испытания при лечении рака крови и кожи. Профессор Ньюйоркской клиники Маунт Сайнай Луис Исола считает, что в ближайшее десятилетие иммунотерапия CAR-T станет доступной для лечения других локализаций рака. Тем не менее данная технология все же сопряжена с побочными эффектами, называемыми "цитокиновым штормом", лечение которых требует высокого профессионализма врача.
Другое интересное направление иммунотерапии рака связано с использованием вирусов. С помощью молекулярной инженерии вирус полиомиелита может приобретать способность уничтожать раковые клетки, теряя при этом свои патологические свойства. В Университете Дьюка данная технология успешно прошла клинические испытания для лечения глиобластомы - самой агрессивной формы рака головного мозга. Потенциальные возможности данного метода трудно переоценить, поскольку онколитические вирусы обладают свойствами как "цепляться" к раковым клеткам, так и привлекать иммунные клетки для уничтожения рака.
Одной из причин ранних неудач в иммунотерапии рака является то, что многие годы ученые не догадывались о способности раковых клеток становиться невидимыми для иммунной системы, тормозя ее и нарушая способность иммунных клеток выслеживать и уничтожать рак. Оказалось, что, атакуя раковые клетки, иммунная система человека использует два сигнала. Один можно сравнить с ключом зажигания автомашины, а второй - с тормозной педалью. Интересно, что раковые клетки способны вырабатывать вещества, которые тормозят активность иммунных клеток. Именно преодолением таких подавляющих сигналов сегодня заняты умы многих онкологов и иммунологов. Благодаря их совместным усилиям в последние годы были разработаны и прошли успешные испытания новейшие иммунологические препараты против рака, такие как Keytruda и Opdivo, которые блокируют раковые молекулы, тормозящие иммунные клетки. Уже сегодня они позволяют успешно лечить некоторые формы рака легких и кожи. На онкологическом конгрессе в Чикаго были продемонстрированы обнадеживающие результаты комбинированного применения данной категории лекарств для лечения других форм рака.
Известно, что история повторяется, и это находит отражение в онкологии. Предсказания древнего Галена о системной природе рака явились основой современной комбинированной терапии. Пол Эрлих, говоря о "волшебной пуле", предсказал таргетную терапию рака. Во все времена человек боролся с болезнями, пытаясь традиционными методами усилить свои естественные защитные силы. Сегодня мы это можем делать, разработав в лабораторных условиях иммуностимулирующие лекарства против рака.
Арсенал современных методов борьбы с раком постоянно пополняется. Медицинские вмешательства при этом заболевании сегодня более щадящие, рациональные и эффективные. Возвращаясь к истории, можно полагать, что даже существующий на сегодня арсенал противораковых средств позволил бы значительно облегчить страдания и продлить жизнь геродотовской царице Персии Атоссе, которая тысячелетия назад стала жертвой рака.
Убежден, что в предстоящие десятилетия произойдет кардинальный прорыв в разработке методов предупреждения и лечения рака. Возможно, в будущем врачи будут смеяться над сегодняшними примитивными противораковыми коктейлями токсических лекарств. Однако до этих времен человечеству еще предстоит пройти непростой, тернистый путь. Философия борьбы с раком - древнейшим, зловещим и самым хитроумным врагом человека - всегда имела эмоциональное содержание. В ней жизненные утраты диалектически сопряжены с научными приобретениями, поскольку многими современными инновациями в биомедицине мы обязаны онкологической науке. В будущем, как и прежде, в борьбе против рака мы будем полагаться на изобретательность ученых, их неустанный труд, упрямство, одержимое стремление к универсальным решениям, испытывая горечь поражений и радость побед.
Между тем, не стоит полностью полагаться на научные прорывы в будущем, а уже сегодня активно заняться предупреждением рака, прекратив курение, правильно питаясь, занимаясь спортом и защищая кожу от солнца. Да, это не "лунная экспедиция", но зато такие меры реально спасают сотни тысяч жизней. Человеческий организм по существу - это временная колония из миллиардов клеток, которым призвано передавать жизнь следующим поколениям. И похоже, что пока будет существовать человечество, оно всегда будет иметь дело с раком. По словам японского писателя Харуки Мураками:"В конечном счете человеческие существа являются ничем иным, как носителями - проводниками - для генов: из поколения в поколение гены приводят нас в землю, не задумываясь о том, что есть добро или зло, счастливы ли мы или нет".