Мое первое в жизни собеседование состоялось в 1999 году. Нет, я не устраивался на работу – в шесть лет я поступал в подготовительный класс моей маленькой сельской школы. Помню этот день, как сейчас: волнение, сомнения и первый ошеломивший вопрос: "До скольки ты умеешь считать?".
Мое первое в жизни собеседование состоялось в 1999 году. Нет, я не устраивался на работу – в шесть лет я поступал в подготовительный класс моей маленькой сельской школы. Помню этот день, как сейчас: волнение, сомнения и первый ошеломивший вопрос: "До скольки ты умеешь считать?".
"Хм, а в самом деле, до скольки?" - подумал я. Дело в том, что в те годы я знал счет цифрам так же, как и сейчас, и поэтому не мог назвать границу своих арифметических способностей. Пришлось обратиться за помощью к стоящей рядом маме.
"Скажи, что до миллиона", - шепнула родитель. Я сказал.
Затем мой будущий учитель попросила нарисовать рисунок, я набросал полицейскую машину и даже вывел крупными корявыми буквами надпись вдоль двери: КАЗАХСТАН. Тем самым я поневоле ответил на вопрос о навыках письма.
"Он у меня новости всегда смотрит, в политике разбирается", - гордо вмешалась мама.
"А ну-ка, где сейчас война идет?" - спросила учитель.
"В Югославии", - ответил я, припомнив пугающие кадры бомбардировки, увиденные по телевизору.
После этого вопросы закончились. Меня приняли.
Моим первым учителем стала Попова Галина Аркадьевна. Она учила нас с подготовительного по 4-й класс. Откровенно говоря, сначала я просто побаивался первого учителя. Я был ребенком, хотел играть, веселиться, а учитель этот, по отзывам старших сестер, отличался строгостью. Так и произошло. Пока другие ученики резвились с игрушками, все еще не желая расставаться с самой беспечной в жизни порой, мы аккуратно выводили в прописях буквы и читали книги. Конечно, сначала было немного обидно, но настоящую цену этого воспитания мы все оценили спустя годы.
Галина Аркадьевна очень любила читать и, как могла, старалась привить любовь к чтению своим ученикам. И она своего добилась. У нас без преувеличений был очень сильный и любознательный класс. На деньги из своей скромной зарплаты Галина Аркадьевна покупала книги, отбирала для нас самые интересные из них и читала вслух всему классу. Эта литература очень четко отпечаталась в моей детской памяти, и многие из этих произведений я отлично помню и по сей день.
К слову, именно эта привычка - чтение в любом положении, сидя, стоя и лежа - сильно отразилась на моем зрении. Сейчас я по этому поводу не унываю - что-то потерял, а что-то нашел, но в детстве, как, наверное, и любой ребенок, я очень стеснялся своей близорукости и очень долго никому о ней не рассказывал: боялся, что заставят носить очки. Галина Аркадьевна со свойственной ей чуткостью меня раскусила и без лишних комментариев усадила за первую парту, где я и сидел, щурясь как кот на солнышке. Через пару лет мне это надоело, и очки я все-таки надел.
Как-то раз Галина Аркадьевна принесла на урок общую тетрадь и объявила, что отныне это дневник класса. Желающие после уроков могли вписать туда свои впечатления о прошедшем дне и надежды на будущее. Мальчишки, конечно, отнеслись к этому легкомысленно и довольно редко писали что-то. Ну еще бы. Уроки закончились, оставаться после них и что-то там калякать? Увольте.
Девочки были более прилежны и этим побудили нас вступить в войну. Как и все мальчишки в этом возрасте, мы не терпели конкуренции со слабой половиной (простите меня, феминистки). Как-то раз девочки, выиграв у нас в волейбол (их просто больше было в классе), написали победный, полный ликования отзыв в дневнике. Мы им этого простить не могли, и на следующий день после уроков я вместе с ребятами взял дневник и написал, что ответный матч завершился со счетом 20:0 в нашу пользу. Ну а что? Ведь что написано пером, того не вырубишь и топором.
Этим сообщением я развязал, как бы сейчас сказали, информационную войну, которая еще долго развивалась на страницах дневника.
И вот промелькнули младшие классы. Галина Аркадьевна по-прежнему работала в школе, а мы на правах старшеклассников часто приходили в гости в родной кабинет. Настал выпускной вечер - торжество, банкет, и тут во время своего поздравления Галина Аркадьевна достала ту самую, потрепанную, но по истине бесценную тетрадь. Мы перечитывали дневник весь вечер, весело смеясь, нас переполняли такие чувства, которые трудно описать. Помимо дневника, Галина Аркадьевна принесла наши рисунки, которые мы рисовали во время своего первого собеседования. Я храню свой рисунок до сих пор.
Галина Аркадьевна работает в школе по сей день. Как и многие сельские учителя, она продолжает помнить всех своих учеников и следить за их жизнью, а их за это время было очень много.
С того времени, как я закончил 4-й класс, прошло уже 13 лет, а мой первый учитель еще ни разу не забыла о моем дне рождения. Каждый год 3 мая получаю от нее поздравительное СМС. Это мне дороже сотен поздравлений от безликих людей в фейсбуке...
Завтра для выпускников школ прозвучит последний звонок. Не пожалейте времени и позвоните своим старым учителям. Поинтересуйтесь их здоровьем, порадуйте своими успехами или просто вспомните свои школьные годы. Ведь отчасти благодаря этим людям мы стали теми, кто мы есть.
Если у вас есть свои истории о любимых учителях, о преподавателях ваших детей, а также о людях, которые научили вас чему-то, пишите в нашу редакцию на адрес news@tn.kz. Мы хотим рассказывать о педагогах, преданных своей работе, идущих в эту профессию по зову сердца. Пусть через наш проект "Выдающиеся учителя Казахстана" об этих замечательных людях узнает вся страна, ведь кто как не они действительно достойны благодарности.
Проект проводится при поддержке компании ERG.