Блоги
13 декабря 2010 | 17:49

Страхование имущества: добровольное или обязательное?

Юлия Якупбаева Управляющий директор Ассоциации финансистов Казахстана

Так уж получилось, что мы с Вами живем в век информатизации. И каждый день, читая в новостях о тех или иных стихийных бедствиях, наверное, каждый из нас ловил себя на мысли: "А может, все-таки застраховать имущество?".  Обидно, что до страховых компаний по собственной инициативе доходят единицы. Как правило, страховать имущество требует банк, который предоставил кредит. А в регионах ситуация и вовсе патовая.

Так уж получилось, что мы с Вами живем в век информатизации. И каждый день, читая в новостях о тех или иных стихийных бедствиях, наверное, каждый из нас ловил себя на мысли: "А может, все-таки застраховать имущество?".  Обидно, что до страховых компаний по собственной инициативе доходят единицы. Как правило, страховать имущество требует банк, который предоставил кредит. А в регионах ситуация и вовсе патовая.


Может быть, рекламы маловато? Или тарифы высокие? Или доверия нет страховым компаниям?
Почему несмотря даже на навязчивые публикации о сейсмоактивности в г.Алматы, ежегодные наводнения в Южно-казахстанской области и прочие примеры "разгула" стихии (пожары в Российской Федерации, Кызылагашский прорыв плотины и т.д.) наше население не начинает более активно подходить к защите собственного имущества?
Необходимость разработки системы государственной поддержки страхования от катастрофических рисков обсуждается в настоящее время во многих странах СНГ. Это не удивительно, ведь большая часть расходов на восстановление имущества пострадавших граждан от стихийных бедствий ложится на государство.


Возможно, уже назрела необходимость введения данного вида страхования на  обязательной основе?
Обязательное страхование недвижимости от стихийных бедствий – это нормальная практика для западных государств. Такой вид страхования широко распространен, например, в Чехии. Обязательное страхование от стихийных бедствий есть в Белоруссии. Правда, там страхуются только частные дома, и к этому виду услуг допускаются только государственные страховые компании.


Безусловно, это вопрос дискуссионный, и имеет немало противников. Кто-то даже проводит аналогию с дополнительным налогом. Да, наверное, проблема тарифообразования – самая чувствительная. Особенно остро она встанет в отношении социально-незащищенных граждан. Однако, здесь также можно использовать международный опыт. Например, на Украине предлагается, чтобы за  малообеспеченные семьи взносы делало само государство. Важно, чтобы страховой тариф для этого вида страхования был доступен для всех слоев граждан. Он также может быть плавающим (например, зависеть от размера выплат - от 50 до 80 процентов стоимости имущества).


Еще один вопрос – администрирование. Если наличие полиса обязательного страхования ответственности автовладельцев может проверить сотрудник дорожной полиции, то как проверить, застраховал владелец дома свое имущество или нет?
Отечественные страховщики предлагают комплексное решение вопросов администрирования и тарифообразования - создать страховой пул из отечественных страховых компаний, совместно разработать недорогой продукт, сумму страховой премии разделить на 12 месяцев и включить в ежемесячные счета по оплате коммунальных услуг. При стоимости квартиры или дома, к примеру, 100 тысячи долларов ежемесячный взнос составит около 1,5 - 2,0 тысячи тенге, что ниже стоимости электроэнергии.


Для обсуждения целесообразности введения обязательного страхования имущества граждан в Казахстане при Ассоциации финансистов создана Рабочая группа. На ее площадке участниками страхового рынка совместно с заинтересованными государственными органами планируется обсудить вопросы прозрачность оценки имущества, размера тарифов, критериев страхового пула, каких-то социальных гарантий со стороны государства, администрирования и ответственности граждан и страховых компаний и т.д.


Надеемся, что выработанные Рабочей группой предложения будут способствовать ускорению "популяризации" страховых услуг среди населения и помогут уменьшить нагрузку на государственный бюджет в случае возникновения аварий и катастроф.