Государства умирают, когда ими начинают управлять "двоечники". Одни занимают высокие должности и искренне доказывают аксиому "дважды два - пять". Ну, в крайнем случае, "шесть". Но никак не "десять" или "одиннадцать". Другие, без портфелей и "мигалок", охотно соглашаются с предложенными выкладками:
- Конечно, а как же иначе? Пять. И всегда было пять. Это только в последние годы нам навязывали чуждые ценности про какие-то "четыре". Вы помните, так и говорили: дважды два - четыре, как бы к этому ни относиться.
Государства умирают, когда ими начинают управлять "двоечники". Одни занимают высокие должности и искренне доказывают аксиому "дважды два - пять". Ну, в крайнем случае, "шесть". Но никак не "десять" или "одиннадцать". Другие, без портфелей и "мигалок", охотно соглашаются с предложенными выкладками:
- Конечно, а как же иначе? Пять. И всегда было пять. Это только в последние годы нам навязывали чуждые ценности про какие-то "четыре". Вы помните, так и говорили: дважды два - четыре, как бы к этому ни относиться.
И в этом, поначалу, нет ничего страшного. Ну, в самом деле, если сказать, что кенгуру умеет плавать, что от этого реально изменится в моей жизни? Плавает, прыгает - на зарплате не скажется. Проблемы начинаются, когда по выдуманным формулам люди начинают что-то строить. Ну, например, дом, или дорогу - не важно. Вот тут и выясняется: "дважды два - пять" не проходит. Фундамент, стены и перекрытия наших заклинаний не признают, их не переубедить. Вот и валятся недостроенные дома, расползаются дороги, бьются самолеты… как предки говорили: "өзі білмегеннің аузына қарама". ("Не заглядывай в рот тому, кто сам ничего не знает").
На прошедшей неделе заспорили о вечном депутаты и министры: как образование детей выстроить? Одни предлагали со следующего года ввести новые стандарты по обучению малышей современным знаниям, вплоть до "информационно-коммуникативных технологий":
- У учащихся по завершении начальной школы будут сформированы учебная самостоятельность, навыки общения и сотрудничества, первоначальные знания по предметным областям, первоначальные навыки исследовательской деятельности.
Другие заявили, что реформа не продумана и даже вредна:
- Наши дети в школах уже сегодня перегружены. Количество предметов превышает все мыслимые и немыслимые международные стандарты. Плюс к этому, теперь вы вводите новый предмет, согласно которому учебная нагрузка еще больше усиливается. Я не понимаю логики действий вашего ведомства.
И вроде, можно понять сомневающихся. Медики - о том же:
- Повышение невротизации детей, рост числа жалоб на вегетативные расстройства, неспособность сосредоточиться, головные боли, боли в области сердца, желудка, страшные цветные сны.
А чем так перегружены в школах наши дети? Тем, что годами решают в тетрадках задачки "столбиком", как и полвека назад? Кому-нибудь из нас сейчас, при калькуляторах и компьютерах, это умение нужно? Мы вообще бумагой часто пользуемся? А еще через десяток лет зачем оно будет нужно подросшим школьникам? Так, может, и не надо детей мучить? А вместо этой траты времени ввести обучение основам современных технологий, о которых говорили министры . До смешного ведь доходит: ученики учителям объясняют, как пользоваться современными гаджетами. Помните пословицу? "Өз білмегеніңді кісіден сұра, yлкен жоқ болса, кішіден сұра". ("О чем сам не знаешь - спроси у другого, нет постарше тебя - спроси у того, кто младше тебя").
Нет, отвечают народные избранники, лучше все эти годы и миллиарды тенге потратить на ремонт и строительство школ. То есть, подлатать старое, и оно еще послужит. А уж потом все эти революции запускать. Есть, правда, опасения, что "потом" нынешние реформы окажутся уже далеко прошлыми.
Сколько боев по поводу основ полового воспитания школьников:
- Ах, это грубо, нельзя. Пусть лучше родители.
И каждую неделю обнаруживаем выброшенных младенцев. Теперь вот в Астане шестнадцатилетняя студентка колледжа избавилась от новорожденного. "Основы"-то их малолетние мамы и без уроков узнали, а вот что и как дальше, про материнские чувства и ответственность перед только-только народившейся жизнью… Вы же обратили внимание, что чаще всего малышей находят в мусорных баках? Выкидывают на помойку, как сломанных старых кукол. Давно известно: "Құлақ естігенді көз көрер". ("Что уши услышат, то и глаза увидят").
В эти дни Генеральная прокуратура нарисовала обобщенный портрет нынешнего террориста:
- Это безработный молодой человек, 28 лет, со средним образованием. Без специального религиозного образования. Женат, имеет нескольких детей.
Ну, в общем, двоечник, которому его очень среднее образование никак не помогло найти достойное место. Куда-нибудь в разнорабочие идти не в радость - другие времена. А до программиста, сами понимаете, недотягивает. Душевные порывы у всех стремятся к вершинам, вне зависимости от образования. Но оно - если современное и достаточное - дает навыки, как эти стремления осуществить.
Наибольшее число уголовных дел по обвинениям в терроризме в прошлом году рассмотрено в Атырауской, Актюбинской, Южно-Казахстанской, Павлодарской областях. И вот же интересно, там и взяточников во власти тоже чаще ловят. Думаете, совпадение? Интересно, а пересчитывая купюры, они калькулятором пользуются или "столбиком" записывают? Мудрые люди давно поняли: "Алтын алма, білім ал". ("Не гонись за золотом, гонись за знаниями").
Знаменитая фирма признала, что давала взятки чиновникам в соседней России. Да, говорят, понимаем - нехорошо, и готовы понести заслуженное наказание, как "дважды два - четыре". Министерство иностранных дел РФ публично предупредило своих граждан: господа воры, если есть подозрения о неладах с законом - за границу лучше не выезжать, посадят. Они там не довольны нашей самостоятельностью: "Дважды два - пять". Или шесть…