"Сумерки": Любовь с первого укуса
Вторая половина ноября ознаменовалась важным кинособытием: завершением культовой тетралогии "Сумерки". Самое время подвести итоги.
Результат оказался ошеломительным и для писательницы Стефани Майер, и для тех, кто четыре года переносил ее чтиво на экран. Читатели залпом проглотили 2272 страницы "Сумеречной саги", сделав ее бестселлером, а кинотеатры собрали кассу, невиданную со времен "Аватара".
Но самое неожиданное в том, что "подростковое кино" возбудило интерес далеко не тинейджерский. В южной столице работники банков и многолюдных офисов закупали билеты оптом, а на премьеру рвались дамы далеко не субтильного возраста. И здесь неминуемо возникает вопрос: чем объяснить такое массовое паломничество на вампирскую сагу?
Впрочем, "Сумерки" интересны не всем. И если для одних они стала предметом религиозного культа, то для других - признаком деградации. Не впадая ни в ту, ни в другую крайность, стоит признать, что творение Стефани Майер - это нечто большее, чем просто "ахинея про вампиров и людей".
Особенность романа Беллы и Эдварда не в том, что это любовь девушки и вампира, а в том, как много они говорят. Для всей романтической литературы, включая "Ромео и Джульетту", и бесконечных love story - это большая редкость. Как правило, влюбленные герои бросаются в красивые жесты, признания, поцелуи, объятия и очень мало разговаривают друг с другом. Совсем другое дело Белла и Эдвард. Здесь от первого взгляда до первого укуса проходит не одна серия диалога и узнавания друг друга, как бы кому-то не хотелось "приблизить близость". И за это в нашу мимолетную эпоху "одноразовых связей" Стефани Майер отдельное спасибо.
Главная идея "Сумеречной саги" и жажда главной героини (а вместе с ней и миллионов зрителей) лежит на поверхности. Как сказал бы Брэд Питт-Ахиллес, зазывая зрителей на "Сумерки": "Знаете, что ждет вас там? – Бессмертие!"
Белла жаждет "чуда, которое освободит ее от смертной человеческой природы". Превращение ее в вампира означает осуществление мечты о личном бессмертии, а точнее, о том заветном состоянии, когда Эдвард, сама Белла и Ренесми "пребудут вовеки вместе". А значит, станут подобны Богам.
Заветная мечта, которую обнажают "Сумерки", - бесконечная любовь. Майер прекрасно попала в романтические девичьи грезы, миллионы сердец подсели на гипнотический взгляд Эдварда-Паттинсона и его обещание: "Я буду заботиться о тебе вечно!"
Привлекательность вампира не только в его бессмертии, но и в вечной молодости. Как говорил Ларошфуко, "Старость - вот преисподняя для женщин". И именно этот страх вызывает истерику Беллы: что может быть страшнее, чем переступить тридцатилетний рубеж. "Мечта каждой женщины, - твердит она Эдварду, - застыть в возрасте восемнадцати лет".
Бесспорная заслуга Майер в том, что она сделала для преодоления комплекса неполноценности больше, чем сотни психологов. Белла Свон больше всего боится того, что она никчемная, слабая, неуклюжая и неинтересная (так же, как миллионы девочек по всему миру). Вот этот синдром "серой мышки" и пробила Майер, дав каждой из них возможность отождествить себя с героиней и виртуально изжить свои комплексы.
Вся история "Сумерек" пульсирует в любовном треугольнике: Эдвард - Белла - Джейкоб. В этом трио у каждого свой магнетизм. Секрет притягательности Эдварда в том, что он - абсолютный байронический герой - дерзкий, таинственный и страстный, "плохой мальчик", о котором предупреждает мама, но на которого западают, потому что он замечательный во всех отношениях, от внешности до ума.
Я бы сказал, что "Сумерки" - это "Джейн Эйр" на новый (мистический) лад. Ведь Белла Свон - новоявленная Джейн Эйр, только замешанная на вампирском соблазне, у нее тот же независимый характер и почитание истинной дружбы, тот же феминистский дух свободы. Да и Эдвард Роччестер (возлюбленный Джейн Эйр) все тот же байронический герой и предтеча Эдварда-вампира. Вот и получается, что Стефани Майер - это современная Шарлотта Бронте, архетипы-то одни и те же.
Однако среди главных героев саги мои симпатии (и не только мои) всецело на стороне Джейкоба. Он вызывает не просто сочувствие (почему же все достается Эдварду, а не ему?), а уважение, ведь Джейкоб - олицетворение "трех сокровищ" даосизма: смирения, сострадания и умеренности. Он любит Беллу и, принимая ее выбор не в свою пользу, всегда готов прийти на помощь. Даос Джейк, стойкий и надежный, это ли не пример для подражания?!
Завершающий фильм сумеречной эпопеи, за редким исключением, устроил всех. Одним он дал возможность повеселиться, другим - узнать, чем все закончится, третьим - лицезреть "крутой замес", а четвертым - увидеть, чего хотят женщины и не могут мужчины.
А не могут они очень многое: физической силой не блещут, в защитники не годятся, даром предвидения не обладают, сногсшибательной страсти не имеют и к тому же страдают памятью сердца. Все эти способности проявляют женщины, и прежде всего - Белла и Эллис. И в этом смысле "Сумерки" - это абсолютная победа феминизма.
Последние "Сумерки" легко и непринужденно стали экранным пособием по школьному курсу "Самопознания". Столетиями ученая мысль убеждала нас в том, что у каждого человека есть уникальные способности, дар, который просто необходимо развивать. А тут тебе и визуализация этого дара, и мотивация, и прямой призыв к самоактуализации. Так что теперь "Сумерки" должны, нет, просто обязаны стать настольной книгой любого учителя.
Очевидное достижение "Сумерек" - интрига. Сначала Стефани Майер восхищала одних тем, как стоически Эдвард сдерживает свою страсть к Белле, мол, учитесь, мужчины, не овладевать, а контролировать свои чувства. Равнодушные к такому самообладанию мучительно, от серии к серии ждали, когда же произойдет "это". Затем, когда "это" случилось, Майер сконцентрировала интригу вокруг родов Беллы.
Наконец, когда семья сложилась, и спальня, к восхищению многих, стала местом, где не спят и никогда не устают (образ сексуального рая), возник сакраментальный вопрос любой семейной жизни, желающей избежать однообразия и скуки, - с кем мы будем бороться?
А дальше все просто: сконструированный образ врага и интрига предстоящей битвы уже не отпускают до конца. Того конца, когда ледовое побоище, снятое по всем канонам бескровного зрелища, оборачивается для кого-то неожиданным, а для кого-то "прикольным" финалом с молодым 150-летним индейцем и романтической идиллией среди цветов.
Самое интересное, что в развязке "Сумеречной саги" героиней оказывается не Белла, а остававшаяся в тени Эллис. Своим феноменальным даром предвидения она спасает всех от уничтожения, знаменуя собой такую вершину силы и могущества, которая феминисткам даже и не снилась. Победа над мужским миром в лице Аро и клана Вольтури становится полной и окончательной.
Благодаря тетралогии "Сумерки", принявшей форму пяти фильмов, 38-летняя Стефани Майер, похоже, нащупала золотую жилу. В марте 2013 года фанатов вампирской саги ждет экранизация ее романа "Гостья", хоть и не вампирская, но не менее будоражащая мистерия про Душу и тело. Пост-продакшн фильма завершает Эндрю Никкол, режиссер "Симоны" и "Времени". Так что рассвет только начинается.