Утро понедельника 27 февраля было как всегда - начало рабочей недели и все, что с этим связано. И кому он нужен, этот "Оскар", который с 5.30 до 11 утра нам транслировали в прямом эфире? Простите, но тут не до "Оскара". Нет, конечно понятно, что у кого-то в понедельник выходной, что есть любительницы нарядов (а ведь эта панорама фасонов, разрезов и декольте уже давно стала важнее кино), которые тоже прильнут к экрану, но остальные граждане? Какой там "Лунный свет" в Майами с его наркотическим и гейским привкусом, какой "Ла-Ла Ленд", если у тебя в жизни сплошной "Бла-Бла Ленд" и ничего не меняется?
Утро понедельника 27 февраля было как всегда - начало рабочей недели и все, что с этим связано. И кому он нужен, этот "Оскар", который с 5.30 до 11 утра нам транслировали в прямом эфире? Простите, но тут не до "Оскара". Нет, конечно понятно, что у кого-то в понедельник выходной, что есть любительницы нарядов (а ведь эта панорама фасонов, разрезов и декольте уже давно стала важнее кино), которые тоже прильнут к экрану, но остальные граждане? Какой там "Лунный свет" в Майами с его наркотическим и гейским привкусом, какой "Ла-Ла Ленд", если у тебя в жизни сплошной "Бла-Бла Ленд" и ничего не меняется?
Впрочем, людям, понимающим и любящим кино, претенденты и победители "Оскара" всегда были интересны как актуальный срез того, на что стоит обратить внимание. Для многих "Оскар" является авторитетной рекомендацией must see. Как-никак, а 7 тысяч академиков не последние люди в кино, даже с поправкой на их субъективные вкусы и пристрастия.
Предугадать общее настроение очередной, 89 церемонии вручения наград Американской киноакадемии было не так сложно. Обиду прошлого года за то, что "Оскар" стал so white надо было исправить преобязательно. Что и было сделано. Обладателями наград в номинациях "Лучший актер второго плана", "Лучшая актриса второго плана", "Лучший сценарий" и "Лучший фильм" стали темнокожие таланты. Теперь в пору говорить, что "Оскар" стал so black. Но это если смотреть на итоги сквозь рассовые очки, а не в объектив кинокамеры. В любом случае, радетели политкорректности, гендерного, рассового и сексуального равенства могут быть довольны.
Вторая идея, которую нельзя было обойти и которая буквально витала в воздухе еще с церемонии награждения премией "Золотой глобус", это "восстание Голливуда против Трампа". Вопрос был лишь в том, в какой форме это сделать.
Сенсации не произошло, но две неожиданности (которые меньшинством тоже предсказывались) все-таки случились.
Первая — немецкая картина "Тони Эрдманн", увенчанная премией Европейской академии как лучший фильм года, уступила "Оскар" иранскому фильму "Коммивояжер" в номинации "Лучший фильм на иностранном языке".
И здесь не последнюю роль сыграла та самая политика, в которую вступил Голливуд. Режиссер фильма Асгар Фархади не приехал на церемонию в знак протеста против политического решения Трампа не пускать мигрантов в Америку. Об этом он написал пафосное письмо-обращение и со сцены его зачитали под восторженное одобрение зала. Так что, если не пощечина, то щелчок Голливуда по носу президента удался на славу. Этот жест, конечно, не умаляет кинематографической ценности иранского фильма, поднимающего в частной истории тему мести и человеческого достоинства. Во всяком случае у Асгара Фархади теперь уже два "Оскара" в этой номинации (в 2012 году за "Развод Надера и Симин" и теперь за "Коммивояжера"). Больше было только у Бергмана и Феллини, но у Фархади с Феллини общего только первая буква фамилии.
Вторая и беспрецедентная неожиданность - финал награждения в самой почетной номинации "Лучший фильм". На сцену выходят легендарные Бонни и Клайд — Фэй Данауэй и Уоррен Битти. Они объявляют: "Ла-Ла Ленд!", но через минуту выбегает кто-то из организаторов — извините, произошла ошибка! Лучший фильм - "Лунный свет". Такого не было никогда.
По мне — финал церемонии не был ошибкой, даже если на самом деле она и была. Скорее, это месть дядюшки Оскара за финал мюзикла. Вспомните замечательный эпилог "Ла-Ла Ленда". В формате 7-минутного виртуального и фееричного клипа (музыкальный номер Жастина Гурвица так и называется - "Эпилог") нам показывают, что могло быть с героями картины. Но жизнь распорядилась иначе, и каждый остался со своей мечтой (успехом), но без друг друга. Так ведь именно это и произошло в финале церемонии "Оскар". Триумф получившего 6 статуэток "Ла-Ла Ленда" мог увенчаться 7 наградой, что и было инсценировано. Но... Как сказал перед титрами "Ла-Ла Ленда" герой Гослинга, раз-два-три-четыре... и на сцене Лучший фильм 2016 года "Лунный свет". Такова реальность, утирающая нос романтическим грезам. К восторгу одних и возмущению других, но победило Кино!
И что в итоге? А в итоге все замечательно. Мы увидели, в каких умопомрачительных нарядах от Dior и Versace были Эмма Стоун, Фелисити Джонс и Холли Берри. Мы узнали, что обязательно стоит посмотреть и "Лунный свет", и "Коммивояжера", и "Манчестер у моря", и, кто не видел, "Ла-Ла Ленд", и еще много каких хороших фильмов. И, наконец, мы в очередной раз убедились в том, что политика и политкорректность играют в мире кино далеко не последнюю роль. Жаль только, что "Оскара" за эту роль не дают.