Первоначально я хотел эту колонку назвать "Китай подкрался незаметно", но решил этого не делать по следующим причинам: во-первых, такое название уже встречалось и неоднократно, во-вторых, о продвижении Китая в наш регион написано и сказано уже очень много. Поэтому я решил просто сосредоточиться на визите председателя КНР Си Цзиньпина в наш регион, проходивший с 3 по 13 сентября 2013 года.
Сначала надо конечно подвести официальные итоги визита, а они довольно значительны:
1. Введение в эксплуатацию газового месторождения Галкыныш в Туркменистане. Галкыныш является супергигантским месторождением и вторым по величине в мире (оно объединяет месторождения Южный Йолытен, Минара и еще несколько небольших). Запасы его достигают 26 триллионов кубометров газа - для сравнения запасов газа на казахстанском Кашагане в 26 раз меньше. Туркменистан выделил 10 миллиардов долларов на разработку месторождения, из которых более восьми миллиардов предоставлены Китаем в виде целевых кредитов. Согласно туркмено-китайским договоренностям, газовые поставки в Китай должны составить 65 миллиардов кубометров в год к 2020 году. Уровень сотрудничества Туркменистана и КНР подняты до уровня стратегических.
2. В Узбекистане подтверждены планы увеличить совместный товарооборот до уровня 5 миллиардов до 2017 года. Будут ускорена реализация по переходу в двусторонних расчетах на юань. Согласно данным китайской стороны, в 2012 году объем двусторонней торговли достиг 2,88 миллиарда американских долларов. По этому показателю Китай впервые опередил Казахстан, став вторым торговым партнером Узбекистана. Согласно информации узбекистанской стороны, объем капиталовложений Китая в узбекистанскую экономику составляет 35,6 процента от общего объема зарубежных инвестиций, привлеченных этой страной, благодаря чему Китай является крупнейшим инвестором Узбекистана. Также в Узбекистане зарегистрированы 410 предприятий с участием китайского капитала и 70 представительств.
3. В Казахстане подписана Совместная декларация о дальнейшем углублении всестороннего стратегического партнерства. Планируется довести совместный товарооборот до 40 миллиардов долларов в год, расширение нефтепровода "Атасу-Алашанькоу" до пропускной способности 20 миллионов тонн нефти в год. Был учрежден Китайско-казахстанский совет предпринимателей. Предложено также создать экономическую зону "Великого Шелкового пути" вдоль совместных газопроводов и инфраструктуры (автомаршрут "Западная Европа - Западный Китай" и железнодорожный маршрут "Чунцин - Синьцзян - Дуйсбург").
4. В Кыргызстане была подписана Совместная декларация об установлении отношений стратегического партнерства. Будут развиваться инфраструктурные проекты: строительство ЛЭП "Дакта-Кемин", реконструкция ТЭЦ в городе Бишкек, строительство газопровода "Китай-Кыргызстан", реконструкция автомобильных дорог "Ош-Сары-Таш-Иркештам" и "Бишкек-Торугарт", а также строительство дороги "Север-Юг". В целом, двусторонние отношения подняты до уровня стратегических.
На саммите ШОС было предложено наделить РАТС ШОС полномочиями по борьбе с наркотиками, создать комитет по добрососедству, дружбе и сотрудничеству ШОС. Кроме того, была презентована концепция "Великого Шелкового пути".
Но вот дальше идет пора уже анализа. Я долго вспоминал, что именно мне напоминает этот визит и применяемая китайцами стратегия. А потом дошло - это практически копия визитов китайских руководителей, в первую очередь Ху Цзиньтао, а во-вторых Си Цзиньпина в африканские страны. Дело в том, что там сотрудничество началось еще с 60-х годов, а с 90-х годов оно резко усилилось. Как писало "Время Востока" в 2011 году:
По статистике, с начала 60-х годов более 30 китайских руководителей в ранге вице-премьера и выше осуществили более 180 визитов в 47 африканских стран. Частота поездок особенно активизировалась с начала 90-х годов Африку посетили 4 председателя КНР (Ли Сяньнянь (Li Xiannian), Ян Шанкунь (Yang Shangkun), Цзянь Цзэминь (Jiang Zemin), Ху Цзиньтао (Hu Jintao). Со своей стороны главы африканских государств также часто бывают в Китае. Первым из них стал президент Гвинеи Секу Туре (Sekou Toure), посетивший КНР в сентябре 1960 года. С того момента главы государств и правительств 48 африканских стран осуществили более 200 визитов в КНР, из которых 160 - визиты глав государств. И если в 70-е годы визитов на высшем уровне было 33, в 80-е - 51, то в 90-е - 57.
Если мы сделаем таблицу, то выясним, что общего между центральноазиатской и африканской стратегиями КНР.
Параметр |
Центральная Азия |
Африка |
Основная площадка для диалога и сотрудничества |
Шанхайская организация сотрудничества |
Форум по китайско-африканскому сотрудничеству |
Борьба с терроризмом |
Региональная антитеррористическая структура ШОС |
Центры исследований по борьбе с терроризмом |
Основы двусторонних отношений |
Соглашение о стратегическом партнерстве |
Планы действий Форума |
Кредиты |
Общегосударственные |
Общегосударственные, льготные для развития сельского хозяйства и гуманитарного развития |
Площадка для раздачи кредитов |
Через государственные банки, в будущем через банк ШОС |
Через специальный Фонд и программу по взаимодействию с африканскими странами |
Основные отрасли взаимодействия |
Нефтегазовая, банки, нефтепереработка и продажа нефтепродуктов, промышленность, автодороги, торговля |
Нефтегазовая, банки, горно-металлургическая (цветные металлы, золото), сельское хозяйство, железные дороги, порты, промышленность, торговля, электроэнергетика |
Гуманитарное сотрудничество |
Бесплатное обучение студентов, Институты Конфуция |
Бесплатное обучение студентов, строительство школ, больниц, Институты Конфуция, гуманитарная помощь, строительство дорог в сельской местности, работа Фонда развития человеческих ресурсов Африки |
Трудовая миграция |
Незначительная |
До 1 миллиона человек на всю Африку |
Льготы для Китая |
Нет |
Эксклюзивные права на недропользование и строительство инфраструктуры |
Основная роль для Китая |
Поставщик нефти, газа. Тыл для СУАР |
Поставщик нефти, металлов, продовольствия |
Практически, надо сказать, что ШОС сейчас в 2013 году - это Форум по китайско-африканскому сотрудничеству в 2003. Хотя Форум создан в 2000 году, а ШОС в 2001 году - Форум существенно опережает по развитию, а вот про ШОС гораздо больше шумихи в прессе. То есть пока Китай не сделал следующего:
1. Внедрение в инфраструктуру - особенно в железные дороги.
2. Внедрение в сельское хозяйство - практически китайские фермеры появились в Таджикистане и России и то мало и часто нелегально.
3. Строительство социальных объектов и широкое гуманитарное сотрудничество (в Китае обучаются бесплатно десятки тысяч студентов и специалистов из Африки, а из стран ШОС только сейчас пообещали бесплатную квоту в 30 000 мест на 10 лет).
4. Отсутствие большой программы раздачи кредитов - до сих пор не удается создать Банк ШОС, а с ним объем кредитов мог бы быть в несколько раз больше и достигать десятков миллиардов долларов. Пока все кредиты выдаются на двусторонней основе. Нет также льготных китайских кредитов.
5. Нет свободного взъезда китайцев в страны региона.
6. Нет эксклюзивных прав на большие проекты.
По всей видимости, меньшие успехи ШОС связаны с несколькими факторами:
1. Позиция России - в Африке нет настолько сильной страны, которая бы постоянно тянула одеяло на себя и тормозила ряд китайских начинаний. К примеру, именно позиция России пока не дает организовать Банк ШОС и не дает построить железную дорогу в Иран через Кыргызстан и Узбекистан.
2. Синофобия населения стран региона - вспомним, к примеру, реакцию казахстанцев на слух об аренде 1 миллиона гектаров земли китайскими фермерами.
3. Географическая близость стран региона к Китаю - правительства стран боятся, что давление Китая будет слишком сильным.
4. Наличие других иностранных инвесторов, которые уже заняли многие привлекательные для китайцев ниши.
Но на Китай играют следующие факторы - плохая ситуация с финансами у многих правительств; ветшание основной и социальной инфраструктуры, которую самостоятельно ремонтировать не в силах; необходимость сохранить такой рынок сбыта, как Китай; необходимость снизить социальное недовольство населения.
Поэтому рано или поздно, а судя по успехам китайской стратегии, примерно в ближайшие лет 5-7, Китай будет присутствовать в Центральной Азии практически как в Восточной Африке - во всех сферах и в качестве основного партнера. Причем та же Россия, по всей видимости, будет его просить о помощи в восстановлении после чудовищного наводнения на Дальнем Востоке, которое сейчас еще не закончилось, а поэтому активно противодействовать ей больше не сможет.
Единственное, что может остановить победное шествие китайцев в регионе - это смена правительств стран региона или восстание против легитимной власти, что позволит разорвать все достигнутые соглашения. Похожее было в Судане, когда местное правительство договорилось об экспорте нефти с китайцами, местные повстанцы получили существенную помощь, которая помогла им образовать новое государство - Южный Судан, где кстати и находятся все нефтяные месторождения страны. Так что китайцы сейчас начнут всячески беречь Туркменистан, откуда идет газопровод и где находится месторождение Галкыныш.
Трудно дать происходящему китайскому наращиванию мощи в регионе какую-либо оценку кроме одной - это уже такая часть нашей политической и экономической реальности, от которой невозможно отмахнуться и которую постоянно надо учитывать.