Чуть более месяца назад Правительство Казахстана утвердило программу народного IPO. Официально она называется, конечно, гораздо более торжественно - Программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 08 сентября 2011 года № 1027. Если кому интересен буквальный текст, то в открытом доступе названная программа опубликована на сайте Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан.
Программа прагматична и конкретна, развеивает многие начальные опасения. Не зря над ее составлением работали профессионалы, как государственные, так и из числа работающих на рынке финансистов, и не только отечественных. Среди мероприятий по реализации программы упомянута и информационно-разъяснительная кампания. Вот только при чтении раздела, посвященного данной кампании, возникает ощущение какого-то легкого дежавю, как будто те же слова, только в другом порядке, уже были использованы и даже известно где.
Далеко ходить не пришлось. На также государственном сайте fingramota.kz опубликована, правда, в урезанном виде (без разделов "Необходимые ресурсы и источники их финансирования", "Ожидаемый результат от реализации Программы", "План мероприятий по реализации Программы"), Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года № 536 и затем измененная и дополненная правительственным постановлением от 26 сентября 2008 года № 894. Вот в этой программе искомые умные слова и нашлись - "кампания", "сюжет", "специализированный", "наружная реклама", "печатная продукция", "интернет-ресурсы", "информационно-образовательные центры", "call-центр", "информационно-разъяснительная", "семинар", "концепция", "бренд". И еще особо броское, "красивое" иностранное слово "медиа-план" из шаманского новояза пиарщиков.
Чем же не угодила государственная программа повышения финансовой грамотности разработчикам программы народного IPO, коль они вставили в свое творение специальный раздел про информационно-разъяснительное обеспечение? Разве нельзя было это обеспечение организовать в рамках продления и углубления первой из данных программ, тем более что она один раз уже продлевалась - осенью 2008 года срок ее действия был продлен на два года (с 2007-2009 годов на 2007-2011 годы)? Оказывается, нельзя - правительственным решением от 11 ноября прошлого года принятая четыре года назад программа была без всяких объяснений признана утратившей силу.
О результативности почившей программы говорить сложно. Даже изначально предполагалось, что она не будет иметь своими итогами заметные статистические подвижки. Именно поэтому она и была государственной, финансируемой из республиканского бюджета, поскольку частный бизнес (что естественно) не был готов брать на себя образовательные расходы, не сопровождаемые на выходе просчитываемым увеличением оборотов и прибыли. Тем не менее, некоторые стороны уже бывшей программы повышения финансовой грамотности стоит, как я думаю, рассмотреть - просто для того, чтобы сделать информационно-разъяснительную кампанию в рамках теперь уже сугубо прикладной программы народного IPO более эффективной.
Вначале - о расходах. Программа народного IPO не содержит указания на конкретный бюджет информационно-разъяснительной кампании, который, по всей видимости, будет определяться по ходу: "В рамках реализации информационно-образовательной работы с населением, планируется совместная работа с заинтересованными государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан, которые также планируют реализацию мероприятий, направленных на повышение общей финансовой грамотности населения. Также с государственными органами и Национальным банком планируется совместная скоординированная работа в части совершенствования законодательства и инфраструктуры рынка ценных бумаг, предназначенного на обеспечение их деятельности. В рамках данных мероприятий в бюджете будут предусмотрены средства, необходимые для реализации этих целей, которые будут уточняться при формировании бюджета в пределах трехлетних среднесрочных планов развития на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан".
Программа же повышения финансовой грамотности содержала вполне точные цифры требуемых расходов. В начальной версии они выглядели следующим образом: "Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 800 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2009 годы - 6 191 431 000 тенге (2008 год - 2 695 715 500 тенге, 2009 год - 2 695 715 500 тенге)". В привычных многим тысячах долларах США эти же цифры по официальному курсу тенге на дату утверждения данной программы (121,62 тенге за один доллар США на 27 июня 2007 года) выглядят по годам как 50 908 = 6 578 + 22 165 + 22 165 $тыс.
В сентябре 2008 года расходы на программу повышения финансовой грамотности были сокращены в полтора раза (на дворе уже был мировой финансовый кризис), но все равно остались весьма большими: "Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 600 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2011 годы - 3 993 220 500 тенге (2008 год - 697 505 000 тенге, 2009 год - 900 000 000 тенге, 2010 год - 900 000 000 тенге, 2011 год - 895 715 500 тенге)". В переводе на тысячи американской валюты по официальному курсу тенге на дату корректировки данной программы (119,78 тенге за один доллар США на 26 сентября 2008 года) эти же цифры выглядят по годам как 33 338 = 5 009 + 5 823 + 7 514 + 7 514 + 7 478 $тыс.
На что и как были истрачены более 30 миллионов долларов США? Это компетенция Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также правоохранительных органов. Пусть они разбираются, стоило ли тратить 30 млн тенге на определение "целевых групп потребителей услуг фондового рынка" и по 14 млн тенге на разработку "общей PR-концепции" и составление упомянутого медиа-плана (надо бы запомнить это слово-побрякушку, чтобы потом было, чем пудрить кому-нибудь мозги). Как и с тем, на что ушли прочие немалые ассигнования, от использования которых у меня, например, в памяти осталась только газетная и уличная самореклама самой программы и ее исполнителей. Надеюсь, что она принесла пользу не только тем, кто поимел доступ к дележке бюджетного пирога.
Мне интереснее сам принципиальный подход к обучению населения, заданный в программе повышения финансовой грамотности. А выглядит этот подход как ковровое бомбометание и пальба из пушек по воробьям. То есть задействуется максимум различных способов доведения учебной информации до граждан страны в расчете на то, что хоть что-нибудь отложится в чьих-то головах и пригодится. В числе этих способов - телевидение и радио, наружная и печатная реклама, заказные публикации в СМИ и учебная литература, игры и викторины, Интернет-реклама и Интернет-сайты ("финансовые порталы"), информационные, пресс- и колл-центры, семинары для журналистов, комиксы для детей, журналы и брошюры для взрослых (вообще-то "журналами для взрослых" обычно именуются издания вроде Playboy и еще пооткровеннее), обзорные, аналитические и методические материалы, обучающие компьютерные программы и просто различные учебные программы для школьников и студентов. С таким размахом можно не только 30 или 50 млн североамериканских тугриков спустить с практически нулевым результатом (если только не сделать основы финансовых знаний обязательным школьным предметом).
Можно ли было истратить заложенные в бюджете деньги более эффективно? По-моему, вполне. Причем без всяческих PR-камланий и рекламы на ветер. И очень даже просто. Берем обучающую книгу "Я инвестор", опубликованную на вышеназванном сайте fingramota.kz, добавляем к ней различные справочные данные (например, о коммуникационных реквизитах финансовых институтов и государственных регуляторов) и прочую полезную информацию, печатаем и рассылаем по обычной почте во все казахстанские жилища, благо, что они имеют точные почтовые адреса. Готово. Кто испытывает нужду в финансовых знаниях прямо сейчас - полученную книгу прочитает и использует сведения из нее по назначению, внеся свой посильный вклад в развитие национального финансового рынка. Кто может испытать такую необходимость в дальнейшем - поставит на полку, чтобы прочитать, когда нужно будет. Кто выкинет книгу в мусор или истребит ее на набивку промокшей обуви… Ну, значит ему/ей/им финансовые знания не нужны вообще. Не трагично. Сам смысл бесплатной раздачи книги казахстанским гражданам основан на элементарном житейском наблюдении - как правило, взрослые люди пользуются теми знаниями, которые были получены в детском и юношеском возрасте. Потом им учиться становится некогда, надо работать. Но они не против иметь что-нибудь из готовых знаний под рукой: чтобы было легко найти, когда потребуется. Не случайно же так популярны Интернет-запросы, начинающиеся со слова "как" (и книги на темы типа "Как похудеть, не ограничивая себя").
Посчитаем. Согласно статистическому сборнику 2007 года "О жилищном фонде Республики Казахстан" (то есть сборнику, который был доступен при разработке программы повышения финансовой грамотности) на начало 2006 года в Казахстане имелось 5 580 284 жилища - 418 038 индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах, 920 411 индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах и 4 241 835 (2 823 419 + 1 418 416) квартир в городских и сельских населенных пунктах. Делим приведенную выше начальную сумму плановых затрат на данную программу (6 191 431 000 тенге) на количество жилищ и получаем 1 109,5 тенге - очень даже приличную величину государственных расходов на единицу бесплатно предоставленной каждой семье (и каждому одиноко живущему человеку) книги. Хватит и на гонорар авторам, и на качественную полиграфию, и на логистику.
Поскольку в 2008 году денежное снабжение программы повышения финансовой грамотности было урезано, можно составить новую калькуляцию. Итак: расходы на реализацию программы - 3 993 220 500 тенге, количество жилищ в стране на 01 января 2008 года - 5 674 124 (406 308 индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах, 991 984 индивидуальных жилых дома в сельских населенных пунктах, 4 275 832 (2 694 650 + 1 581 182) квартиры в городских и сельских населенных пунктах). Делим одно на другое и получаем 703,8 тенге на одну книгу. Чуть меньше, но тоже вполне хватит на пристойное издание и почтовую доставку рассылаемой государством книги.
[Так как свежая программа народного IPO предполагает проведение информационно-разъяснительной кампании примерно теми же шапкозакидательскими способами, что и были предусмотрены программой 2007 года, привожу дополнительно самые последние данные о количестве жилья в стране на начало 2011 года (спасибо республиканскому Агентству по статистике): всего жилищ - 5 911 052, в том числе индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах - 457 441, индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах - 1 025 167, квартир в городских и сельских населенных пунктах - 4 428 444 (2 806 603 + 1 621 841).]
Предлагаемый механизм общения государства со своими гражданами (по почте) можно использовать не только в части популяризации финансовых знаний, но и в отношении любой информации, которой должны руководствоваться казахстанцы. Почему же он не используется? Не знаю. Я точно так же не знаю, почему государство не отчиталось о фактических результатах дорогостоящей программы повышения финансовой грамотности. И почему у государства вообще нет правила публично отчитываться об исполнении различных программ и планов (в том числе и государственных бюджетов), столь усиленно упоминаемых в СМИ на стадии разработки и утверждения. Похвастаться нечем? Или есть что скрывать?
Удачи. Программа народного IPO очень важна и как толчок для буксующего фондового рынка, и как твердый шаг на пути к "народному капитализму" и к реализации права каждого гражданина на долю в национальном богатстве, и как способ приобщения непрофессионалов к финансовым знаниям. И очень хочется, чтобы эта программа была выполнена по уму. Тем более, что государственная часть ее бюджета еще только разрабатывается.
Чуть более месяца назад Правительство Казахстана утвердило программу народного IPO. Официально она называется, конечно, гораздо более торжественно - Программа вывода пакетов акций дочерних и зависимых организаций акционерного общества "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына" на рынок ценных бумаг, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 08 сентября 2011 года № 1027. Если кому интересен буквальный текст, то в открытом доступе названная программа опубликована на сайте Министерства экономического развития и торговли Республики Казахстан.
Программа прагматична и конкретна, развеивает многие начальные опасения. Не зря над ее составлением работали профессионалы, как государственные, так и из числа работающих на рынке финансистов, и не только отечественных. Среди мероприятий по реализации программы упомянута и информационно-разъяснительная кампания. Вот только при чтении раздела, посвященного данной кампании, возникает ощущение какого-то легкого дежавю, как будто те же слова, только в другом порядке, уже были использованы и даже известно где.
Далеко ходить не пришлось. На также государственном сайте fingramota.kz опубликована, правда, в урезанном виде (без разделов "Необходимые ресурсы и источники их финансирования", "Ожидаемый результат от реализации Программы", "План мероприятий по реализации Программы"), Программа повышения инвестиционной культуры и финансовой грамотности населения Республики Казахстан на 2007-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 июня 2007 года № 536 и затем измененная и дополненная правительственным постановлением от 26 сентября 2008 года № 894. Вот в этой программе искомые умные слова и нашлись - "кампания", "сюжет", "специализированный", "наружная реклама", "печатная продукция", "интернет-ресурсы", "информационно-образовательные центры", "call-центр", "информационно-разъяснительная", "семинар", "концепция", "бренд". И еще особо броское, "красивое" иностранное слово "медиа-план" из шаманского новояза пиарщиков.
Чем же не угодила государственная программа повышения финансовой грамотности разработчикам программы народного IPO, коль они вставили в свое творение специальный раздел про информационно-разъяснительное обеспечение? Разве нельзя было это обеспечение организовать в рамках продления и углубления первой из данных программ, тем более что она один раз уже продлевалась - осенью 2008 года срок ее действия был продлен на два года (с 2007-2009 годов на 2007-2011 годы)? Оказывается, нельзя - правительственным решением от 11 ноября прошлого года принятая четыре года назад программа была без всяких объяснений признана утратившей силу.
О результативности почившей программы говорить сложно. Даже изначально предполагалось, что она не будет иметь своими итогами заметные статистические подвижки. Именно поэтому она и была государственной, финансируемой из республиканского бюджета, поскольку частный бизнес (что естественно) не был готов брать на себя образовательные расходы, не сопровождаемые на выходе просчитываемым увеличением оборотов и прибыли. Тем не менее, некоторые стороны уже бывшей программы повышения финансовой грамотности стоит, как я думаю, рассмотреть - просто для того, чтобы сделать информационно-разъяснительную кампанию в рамках теперь уже сугубо прикладной программы народного IPO более эффективной.
Вначале - о расходах. Программа народного IPO не содержит указания на конкретный бюджет информационно-разъяснительной кампании, который, по всей видимости, будет определяться по ходу: "В рамках реализации информационно-образовательной работы с населением, планируется совместная работа с заинтересованными государственными органами и Национальным Банком Республики Казахстан, которые также планируют реализацию мероприятий, направленных на повышение общей финансовой грамотности населения. Также с государственными органами и Национальным банком планируется совместная скоординированная работа в части совершенствования законодательства и инфраструктуры рынка ценных бумаг, предназначенного на обеспечение их деятельности. В рамках данных мероприятий в бюджете будут предусмотрены средства, необходимые для реализации этих целей, которые будут уточняться при формировании бюджета в пределах трехлетних среднесрочных планов развития на соответствующие финансовые годы в соответствии с законодательством Республики Казахстан".
Программа же повышения финансовой грамотности содержала вполне точные цифры требуемых расходов. В начальной версии они выглядели следующим образом: "Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 800 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2009 годы - 6 191 431 000 тенге (2008 год - 2 695 715 500 тенге, 2009 год - 2 695 715 500 тенге)". В привычных многим тысячах долларах США эти же цифры по официальному курсу тенге на дату утверждения данной программы (121,62 тенге за один доллар США на 27 июня 2007 года) выглядят по годам как 50 908 = 6 578 + 22 165 + 22 165 $тыс.
В сентябре 2008 года расходы на программу повышения финансовой грамотности были сокращены в полтора раза (на дворе уже был мировой финансовый кризис), но все равно остались весьма большими: "Финансовое обеспечение Программы будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета. Для реализации мер, указанных в настоящей Программе, из республиканского бюджета в 2007 году будет выделено 600 000 000 тенге. Общая стоимость Программы на 2007-2011 годы - 3 993 220 500 тенге (2008 год - 697 505 000 тенге, 2009 год - 900 000 000 тенге, 2010 год - 900 000 000 тенге, 2011 год - 895 715 500 тенге)". В переводе на тысячи американской валюты по официальному курсу тенге на дату корректировки данной программы (119,78 тенге за один доллар США на 26 сентября 2008 года) эти же цифры выглядят по годам как 33 338 = 5 009 + 5 823 + 7 514 + 7 514 + 7 478 $тыс.
На что и как были истрачены более 30 миллионов долларов США? Это компетенция Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета, а также правоохранительных органов. Пусть они разбираются, стоило ли тратить 30 млн тенге на определение "целевых групп потребителей услуг фондового рынка" и по 14 млн тенге на разработку "общей PR-концепции" и составление упомянутого медиа-плана (надо бы запомнить это слово-побрякушку, чтобы потом было, чем пудрить кому-нибудь мозги). Как и с тем, на что ушли прочие немалые ассигнования, от использования которых у меня, например, в памяти осталась только газетная и уличная самореклама самой программы и ее исполнителей. Надеюсь, что она принесла пользу не только тем, кто поимел доступ к дележке бюджетного пирога.
Мне интереснее сам принципиальный подход к обучению населения, заданный в программе повышения финансовой грамотности. А выглядит этот подход как ковровое бомбометание и пальба из пушек по воробьям. То есть задействуется максимум различных способов доведения учебной информации до граждан страны в расчете на то, что хоть что-нибудь отложится в чьих-то головах и пригодится. В числе этих способов - телевидение и радио, наружная и печатная реклама, заказные публикации в СМИ и учебная литература, игры и викторины, Интернет-реклама и Интернет-сайты ("финансовые порталы"), информационные, пресс- и колл-центры, семинары для журналистов, комиксы для детей, журналы и брошюры для взрослых (вообще-то "журналами для взрослых" обычно именуются издания вроде Playboy и еще пооткровеннее), обзорные, аналитические и методические материалы, обучающие компьютерные программы и просто различные учебные программы для школьников и студентов. С таким размахом можно не только 30 или 50 млн североамериканских тугриков спустить с практически нулевым результатом (если только не сделать основы финансовых знаний обязательным школьным предметом).
Можно ли было истратить заложенные в бюджете деньги более эффективно? По-моему, вполне. Причем без всяческих PR-камланий и рекламы на ветер. И очень даже просто. Берем обучающую книгу "Я инвестор", опубликованную на вышеназванном сайте fingramota.kz, добавляем к ней различные справочные данные (например, о коммуникационных реквизитах финансовых институтов и государственных регуляторов) и прочую полезную информацию, печатаем и рассылаем по обычной почте во все казахстанские жилища, благо, что они имеют точные почтовые адреса. Готово. Кто испытывает нужду в финансовых знаниях прямо сейчас - полученную книгу прочитает и использует сведения из нее по назначению, внеся свой посильный вклад в развитие национального финансового рынка. Кто может испытать такую необходимость в дальнейшем - поставит на полку, чтобы прочитать, когда нужно будет. Кто выкинет книгу в мусор или истребит ее на набивку промокшей обуви… Ну, значит ему/ей/им финансовые знания не нужны вообще. Не трагично. Сам смысл бесплатной раздачи книги казахстанским гражданам основан на элементарном житейском наблюдении - как правило, взрослые люди пользуются теми знаниями, которые были получены в детском и юношеском возрасте. Потом им учиться становится некогда, надо работать. Но они не против иметь что-нибудь из готовых знаний под рукой: чтобы было легко найти, когда потребуется. Не случайно же так популярны Интернет-запросы, начинающиеся со слова "как" (и книги на темы типа "Как похудеть, не ограничивая себя").
Посчитаем. Согласно статистическому сборнику 2007 года "О жилищном фонде Республики Казахстан" (то есть сборнику, который был доступен при разработке программы повышения финансовой грамотности) на начало 2006 года в Казахстане имелось 5 580 284 жилища - 418 038 индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах, 920 411 индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах и 4 241 835 (2 823 419 + 1 418 416) квартир в городских и сельских населенных пунктах. Делим приведенную выше начальную сумму плановых затрат на данную программу (6 191 431 000 тенге) на количество жилищ и получаем 1 109,5 тенге - очень даже приличную величину государственных расходов на единицу бесплатно предоставленной каждой семье (и каждому одиноко живущему человеку) книги. Хватит и на гонорар авторам, и на качественную полиграфию, и на логистику.
Поскольку в 2008 году денежное снабжение программы повышения финансовой грамотности было урезано, можно составить новую калькуляцию. Итак: расходы на реализацию программы - 3 993 220 500 тенге, количество жилищ в стране на 01 января 2008 года - 5 674 124 (406 308 индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах, 991 984 индивидуальных жилых дома в сельских населенных пунктах, 4 275 832 (2 694 650 + 1 581 182) квартиры в городских и сельских населенных пунктах). Делим одно на другое и получаем 703,8 тенге на одну книгу. Чуть меньше, но тоже вполне хватит на пристойное издание и почтовую доставку рассылаемой государством книги.
[Так как свежая программа народного IPO предполагает проведение информационно-разъяснительной кампании примерно теми же шапкозакидательскими способами, что и были предусмотрены программой 2007 года, привожу дополнительно самые последние данные о количестве жилья в стране на начало 2011 года (спасибо республиканскому Агентству по статистике): всего жилищ - 5 911 052, в том числе индивидуальных жилых домов в городских населенных пунктах - 457 441, индивидуальных жилых домов в сельских населенных пунктах - 1 025 167, квартир в городских и сельских населенных пунктах - 4 428 444 (2 806 603 + 1 621 841).]
Предлагаемый механизм общения государства со своими гражданами (по почте) можно использовать не только в части популяризации финансовых знаний, но и в отношении любой информации, которой должны руководствоваться казахстанцы. Почему же он не используется? Не знаю. Я точно так же не знаю, почему государство не отчиталось о фактических результатах дорогостоящей программы повышения финансовой грамотности. И почему у государства вообще нет правила публично отчитываться об исполнении различных программ и планов (в том числе и государственных бюджетов), столь усиленно упоминаемых в СМИ на стадии разработки и утверждения. Похвастаться нечем? Или есть что скрывать?
Удачи. Программа народного IPO очень важна и как толчок для буксующего фондового рынка, и как твердый шаг на пути к "народному капитализму" и к реализации права каждого гражданина на долю в национальном богатстве, и как способ приобщения непрофессионалов к финансовым знаниям. И очень хочется, чтобы эта программа была выполнена по уму. Тем более, что государственная часть ее бюджета еще только разрабатывается.