Блоги
07 апреля 2017 | 11:52

"Время первых": Космос наш

Олег Борецкий Кинокритик

После провального "Бен-Гура" Тимур Бекмамбетов по достоинству ответил и зрелищно-пустой "Гравитации", и вымученному "Выжившему". На экраны вышел космический блокбастер патриотического наполнения "Время первых".

После провального "Бен-Гура" Тимур Бекмамбетов по достоинству ответил и зрелищно-пустой "Гравитации", и вымученному "Выжившему". На экраны вышел космический блокбастер патриотического наполнения "Время первых".

Помнится, Людмила Улицкая очень точно определила суть русской ментальности: "мощное целеполагание при отсутствии здравого смысла". Впрочем, отсутствие здравого смысла в советской истории очень часто вытеснялось смыслом идеологическим. Время было такое - "быть впереди планеты всей" и доказывать с боем, у кого лучшие хоккей, балет и космонавтика. Сверхчеловеческое усилие, которое порождало при этом героев, было неизбежным. Время было такое. И, к слову сказать, еще не известно, чем обернулась бы эта самая русская ментальность без идеологического "контроля и пафоса". Хотя, известно. Ведь говорит об этом в фильме Сергей Королев: а мы всегда летаем в кандалах, убери их - потеряем равновесие и разобьемся.

"Время первых" о первом человеке в открытом космосе - Алексее Леонове и о первой посадке вручную космического корабля Павлом Беляевым. Все это случилось в далеком 1965-м на космическом корабле "Восход-2" и стало предметом державной доблести. Но вот то, что произошло на самом деле, за кулисами официальной ура-патриотической версии, то, что, как ни парадоксально, и было настоящим, а не официально заявленным героизмом, - все это стало известно совсем недавно, после снятия "грифа секретности".

Вот к этой закулисной и экстремальной правде, в чем-то преувеличенной, но настоящей, а не придуманной (как-никак Алексей Леонов был не только прототипом главного героя, но и консультантом фильма, и без его одобрения картина просто бы не вышла на экран), и обращено "Время первых".

Вообще, 1965 год был отмечен многими событиями. В Советском Союзе отметили 20-летие Победы, лауреатом эстрадного конкурса в Сопоте стал Эдуард Хиль, СССР начал активное военное противостояние Америке во Вьетнаме, Михаил Шолохов получил Нобелевскую премию по литературе, журнал "Советский экран" назвал лучшей актрисой года Софи Лорен, а в Лужниках состоялся товарищеский матч по футболу между сборными СССР и Бразилии. Но главным событием года, конечно же, стал первый выход человека в космос, он продолжался 20 минут на втором витке вокруг Земли.

Удивляет то, что в первых журналистских откликах на фильм промелькнуло циничное слово "клюква". Это что же получается, космонавт Алексей Леонов рассказывает Тимуру Бекмамбетову о том, что действительно произошло с ним и Беляевым на корабле "Восход-2", и тот вместе с режиссером Дмитрием Киселевым снимает разухабистую клюкву, построенную на ложных стереотипах и вымыслах? Я понимаю, когда в американском фильме "Армагеддон" нам показывают русского космонавта Андропова на борту космического корабля в шапке-ушанке с кокардой и в майке с большой красной звездой и надписью СССР, то это клюква. Но во "Времени первых", простите, она где?

Главный дуэт фильма - Евгений Миронов (Алексей Леонов) и Константин Хабенский (Павел Беляев). Все-таки сбылась мечта влюбленного в космос романтичного фанатика Конька, который стал свидетелем первого полета в космос Юрия Гагарина и которого в фильме "Космос как предчувствие" упоительно сыграл Евгений Миронов. Прошло 12 лет, и теперь он Алексей Леонов - первый космонавт, вышедший в открытый космос.

Правда, кое-кто наверняка скажет: где же здесь тот актер Евгений Миронов, который блистательно играл героев Кафки и Достоевского? Но превратить космонавта Алексея Леонова в героя Кафки может только больное воображение или желание снять дешевенький трэш. Можно сколько угодно говорить о том, что во "Времени первых" роли Миронова и Хабенского не раскрыли их актерские таланты, но это никчемное занятие, поскольку на материале этой реальной истории персонажи должны были быть достоверными, а не искусственными или карикатурными.

Евгений Миронов превращает Леонова в одержимого, безрассудного и не знающего страха романтика, которым наверняка он и был тогда, полвека назад. И как раз мерой своего актерского таланта Миронов делает образ космонавта-героя правдивым и настоящим. Это относится и к сдержанному и более рациональному в своей роли Константину Хабенскому.

Меня, например, в фильме совершенно поразила (впрочем, как и всегда) игра Владимира Ильина (Сергей Королев). Характер невероятной и опять же сверхчеловеческой силы, способность выдерживать колоссальное напряжение, брать на себя всю ответственность за жизнь других людей, потрясающая интуиция и способность выдавать убийственные по своей точности, убедительности и остроумию аргументы - вот что представляет собой академик Королев в исполнении Владимира Ильина. Аплодирую стоя!

Фильмов о космонавтах или астронавтах огромное множество. Проводить параллели - задача не такая уж важная. Но об одной, мне кажется, стоит сказать. Картина Стенли Кубрика "Космическая одиссея" заканчивается впечатляющим философским финалом: гигантским космическим ребенком, которым и является Человечество. Во "Времени первых" любознательный ребенок Леша Леонов (и это, пожалуй, самые выразительные эпизоды фильма) мечтал летать. И его мечта сбылась. Более того, она сделала из него героя.

К фильму о героях спорта ("Легенда № 17") теперь добавилась картина о героях космоса. И, возможно, кому-то эта новая история покажется затянутой (2 часа 20 минут). Но стоит ли снимать короткую безделушку по принципу "взлет-посадка", лишенную возможности сопереживать?

У Бертольда Брехта в пьесе "Жизнь Галилея" мальчик Андреа говорит: "Несчастна та страна, в которой нет героев". На что Галилей отвечает: "Несчастна та страна, которая нуждается в героях". В контексте фильма "Время первых", кто из них прав - Андреа или Галилей, каждый зритель ответит по-своему.