Взрыв в минском метро. Незаконченный теракт
Экстренное совещание у президента. Заявления о теракте и внешнем следе. Мужественный взгляд в камеру и слова о том, что никому не удастся дестабилизировать обстановку в стране. Но на этот раз не в Кремле.
Спецслужбы рапортуют о первых результатах расследования: исполнитель установлен, осталось его поймать. Но на этот раз не ФСБ, а КГБ Беларуси.
Конечно, это теракт. Его организаторы не оставили никаких сомнений, они даже как-то навязчиво это демонстрируют. В Минске всего две ветки метро, и они сходятся на пересадочной станции "Октябрьская". Это самый центр города, вечерний час пик. В нескольких метрах - площадь Независимости, в паре километров - офис главы государства. Организаторы даже спровоцировали заголовки газет - "Взрыв возле резиденции президента". Это не просто теракт, это такой, какой надо, теракт. Идеальный взрыв. Чтобы ни у кого никаких сомнений не осталось.
Но в Беларуси нет радикалов. Власти давно выдавили тех же кавказцев из бизнеса, они там даже на рынках не торгуют. Дестабилизировать обстановку в стране? За этим лукавым тезисом скрывается, в общем-то, банальное "расшатать власть". Кто бы затеял подобное в Минске, где давно растаяла реальная оппозиция и граждане искренне голосуют за Лукашенко, потому что больше не за кого? Я просто по-человечески не могу представить белоруса, который мог бы взяться за такое. Не та страна, не тот народ. Он будет веками ждать помощи и даже требовать ее, но сам вряд ли решится на что-то резкое.
Первая реакция людей на случившееся - очень похоже на Москву. Почерк вроде бы действительно узнаваем. И если так, то далее - вывод: взрыв в минском метро - это некое послание от кавказских радикалов. Дескать, не стоит близко сходиться с Россией, друг моего врага - мой враг. Кто там с ней еще в Таможенном союзе? Казахстан? Украина вот-вот собирается? Ждите и у себя. Вы жалели несчастных москвичей, но думали, что вас это не коснется? Ошибались.
…Но что-то тут не сходится. Во-первых, Лукашенко не такой уж и друг России. Он шантажирует ее единым оборонным и экономическим пространством, выторговывая для Беларуси финансовые привилегии, дабы ничего не менять в собственной экономике. Сотрудники МЧС рассказывают, что на месте взрыва было рассыпано около двадцати килограммов сахара. Его в последние дни белорусы усердно закупали, опасаясь роста цен.
Что происходило в стране накануне взрыва? Москва отказалась от прежних уступок. Кончились внешние займы, и в республике просто не осталось иностранной валюты. Серия запретительных документов Центробанка. Очереди у обменников. Неизвестна судьба своего "зайчика". С прилавков сметается все, и даже на оптовых базах - пустые полки. Нарастает паника. И тут - взрыв. Не социальный, а в метро. Площадь Независимости, рядом резиденция президента. Экстренное совещание и обращение к народу…
Очень похоже на Москву? Почерк вроде тот же, но сообщение написано как бы с мелкими ошибками. Во-первых, нет тел шахидок, а для российских терактов это важная составляющая. Или вот, например, заявление спецслужб о том, что бомба оставлена в вагоне под скамейкой. Но это невозможно, потому что в наших метро нет скамеек. Люди с мигалками могут этого и не знать, но в подземке под сиденьем просто нет полости, куда можно что-то положить. Как-то все выглядит торопливо, поспешно. И заявление о готовом подозреваемом совсем уж по горячим следам. Возможно ли это? Ну разве что исполнитель делал свое дело в подземке прямо под камерами видеонаблюдения, показал лицо, сообщил свои данные и передал привет родным. Или спецслужбы заранее предполагали что-то подобное. Никаких намеков и подозрений - просто детали.
Через три часа после взрыва на месте трагедии появляется президент Лукашенко. Почтить память погибших. Хотя вроде бы там еще должны вовсю работать криминалисты. Президент приподнимает ленту ограждения и возлагает цветы на платформу. Следом кладет цветок сын Коля.
Что это было? Есть еще отцы, которые повели бы своего малолетнего ребенка на место жуткой трагедии, где еще кровь не отмыта и запахи смерти не выветрились?
Я просто пытаюсь представить себе, как это могло выглядеть.
Десятый час вечера. Не сидит же Коля с отцом в кабинете. Значит, надо дать команду привезти ребенка из дома, чуть ли не вытащить его из постели (десятый час вечера, малышу спать пора). Дождаться, когда его привезут, как-то объяснить, что случилось, куда они сейчас поедут и что там надо делать. Попутно заказать цветы, вызвать съемочную группу телевидения или личного оператора…
Ради чего все? Чтобы продемонстрировать народу: я с вами, я как вы, я - ваш? Нашим общим врагам не удастся дестабилизировать обстановку в стране? А народ в этот момент нуждался в такой демонстрации? Люди в панике обзванивают родственников, мобильная связь рухнула, а тут им по телевизору - скорбный президент с сынком чего-то демонстрирует. Можно сказать, спешит продемонстрировать.
Вот, пожалуй, пока главное впечатление от случившегося - слишком уж все торопливо и картинно: место взрыва, первая реакция на него… Как в кино. И по законам жанра в ближайшее время должно произойти что-то еще. Что-то совсем невероятное, дабы поддержать интерес к минским событиям.
Вот это "что-то" может многое прояснить.