Записки предателя
Россия ликует. Исторический день. Крым - наш. Бабушки у подъездов вместо привычек соседей обсуждают геополитику:
- А здорово мы умыли этих пиндосов. Пусть теперь попробуют сунуться. По телевизору говорили, что Россия может Америку в порошок стереть. У нас же ядерное оружие.
Передовая интеллигенция объясняет согражданам, что они только теперь встают с колен и обретают долгожданную национальную идею. Мы им покажем!
В Симферополе праздник начался еще до референдума. Появились российские флаги над зданиями местных властей. И в очередях перед участками для голосования люди вытирают слезы счастья:
- Сбылось то, о чем мечтали 20 лет. Мы возвращаемся домой.
А накануне по Москве прошел марш несогласных. То ли три, то ли сорок тысяч - кто их теперь будет считать, предателей Родины? Тех, кто пытается высказать другую, а значит - антигосударственную и не патриотическую точку зрения. Центр города, по всему маршруту шествия, оцеплен заграждениями с автобусами ОМОНа. Люди с красными повязками "дружинник" - откуда взялись, кого представляют? И на каждом углу парами люди в штатском с цепким взглядом.
Возвращаемся, это правда. Домой, в СССР. Туда, где все знакомо и понятно.
В ночь референдума на государственном телеканале лидеры всех четырех фракций Государственной думы единогласно одобряют решение партии и правительства. И кто-то из них проговаривается о главном:
- Начинается собирание земель русских. Такого не было после 1945 года.
То есть, вспоминает события Великой Отечественной, когда Красная Армия вошла в Восточную Европу освободительницей от фашизма, да так там и осталась. И кремлевские вожди начали под шумок перестраивать на свой лад жизнь благодарных поначалу народов. И вот - снова крик об угрозе фашизма, неизвестный солдат и знамена поверженных под ноги победителям.
- Смогли бы крымчане добиться своего без помощи России? - спрашивает ведущий.
- Нет, конечно, - улыбаются ему собеседники. - Но, заметьте, по просьбе самих граждан. Интернациональный долг. Своих не сдаем.
И это было. Венгрия-56, Чехословакия-68, Афганистан… И каждый раз, десятилетия спустя, партийные лекторы объясняли необходимость советского вмешательства одной и той же фразой:
- Если бы не мы, то через час там были бы американцы.
То, что происходило в эти месяцы в эфире, затмило даже советскую пропаганду. Можно представить, как тяжело было за пределами России вынести потоки ликующей злобы по отношению к соседней стране. В непростые для некогда братского народа времена.
Репортажи, где интервью подменяются собственными выводами. Школьная учительница в кадре рассказывает, как ее ученики сейчас свободно говорят на любом из двух языков. Журналист же убеждает зрителей: власти Украины стремятся выдавить русский язык из обихода. Западные президенты один за другим повторяют о необходимости диалога между Москвой и Киевом. Но это называется неспособностью ввести антироссийские санкции. Не вникай, не думай, мы все тебе объясним сами. Возвращаемся.
Корреспонденты на фоне заранее выставленной ликующей массовки с флагами, словно взятой из недавних трансляций Олимпиады:
- Россия - чемпион!
И болельщики у телеэкранов подгоняют своего лидера:
- Давай, жми, мы можем!
И снова страна в плотном кольце врагов:
- Вы сами-то сколько пакостей наделали. А мы чем хуже? Судью на мыло!
Иногда все происходящее кажется реваншем за несостоявшийся хоккейный финал в Сочи. Вот победили бы тогда канадцев, и все было бы нормально. Но лично Обама дал команду сдвинуть ворота в проигранном матче с американцами - и вот наш ответ.
Кто-то говорит, будто это ТВ зомбировало несчастных соотечественников, настроило их на волну всесокрушающего патриотического угара. Не стоит обольщаться. Не могут средства массовой информации вколотить в сознание общества новые ценности, если оно уже не готово их принять. Значит, было что-то потаенное в душах, что выплеснулось теперь в крики одобрения происходящего. Только Россия, в отличие от всех других бывших республик СССР, защищала советские ценности от критики антикоммунистов. Только в ней так негодуют по поводу сноса памятников Ленину и до сих пор заступаются за великого кормчего. Не последние люди в стране грозят соседям "среднеазиатским федеральным округом". И вот уже снова можно услышать последний довод в споре:
- Жаль, что сейчас не 37-й год. Сталина на вас нет.
Мы возвращаемся. И вот уже Президент с улыбкой намекает на то, что Украина как-то не совсем легально вышла из состава СССР. А его распад, как он говорил раньше, стал главной бедой XX века. В эти же пару-тройку недель в России закрылись остатки СМИ, не совсем подконтрольных государству. Отключаются "ненадежные" интернет-ресурсы. Вводятся единые учебники истории в защиту только официальной ее трактовки. Готовятся законопроекты против "русофобии".
Но все это мелочи жизни в сравнении с главным - резкими и неожиданными, на первый взгляд, переменами в самосознании подавляющего большинства россиян. Они снова хотят в СССР. Они думают,
что оттуда можно взять только хорошее, не понимая, как прочна та система, как стянуты в ней все составляющие звенья. Где экономика неотделима от лагерей ГУЛАГа.
Крым ликует. Празднует итоги референдума по воссоединению с Россией. Понимают ли там, что на самом-то деле возвращаются в СССР? И то, что, скорее всего, это был их последний референдум?
Все предыдущие 20 с небольшим лет, когда казалось, будто страна сбросила с себя все советские коросты, прошли зря. Мы возвращаемся. Не поминайте лихом.