ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА

Непредсказуемая энергетика

Непредсказуемая энергетика

Говорить о проблемах той или иной отрасли всегда дело неблагодарное. Но еще хуже – не говорить о них совсем. А отрасль тепло- и электроэнергетика Казахстана одна из тех, проблемы которой без принятия срочных мер по нормализации ситуации в ней обсуждать скоро будет поздно. К сожалению, сегодня обывательские представления, которые сложились у части населения, не дают возможность гражданам видеть полную картину состояния энергетики страны. И действительно, электричество ведь дома есть – о чем можно беспокоиться? Но скрытые проблемы, которые мы наблюдаем последние десятилетия, могут привести к сложным последствиям для каждого потребителя Казахстана.

Что мы имеем на сегодняшний день?

Нарастающий с катастрофической неизбежностью износ тепловых и электрических сетей. Текущая тарифная политика не позволяет производить масштабные работы по реконструкции существующих сетей, а тем более по развитию сетей, наоборот износ возрастает опережающими темпами. К примеру, протяженность тепловых сетей в республике – 11,5 (в двухтрубном исчислении) тыс. км (по данным Комитета по статистике МНЭ РК www.stat.gov.kz), из них: магистральных – 30%, распределительных – 70%. При этом срок эксплуатации имеющихся тепловых сетей на текущий момент составляет: до 10 лет – 6%, 10-15 лет – 24%, 15-20 лет – 27%, свыше 20 лет – 43%. Общий технологический и физический износ основного и вспомогательного оборудования в тепловых сетях – 63%.

Что скрывается за этими цифрами?

Если говорить простыми словами, то почти половина имеющихся тепловых сетей изношена на 100% и эксплуатируется, как говорят - "на честном слове".

Из этого вытекают такие проблемы, как высокая аварийность (по отдельным регионам от 1 до 10 повреждений на 1 км трубопровода ежегодно, (при том, что в Европе этот показатель не превышает 0,1), высокие потери тепловой энергии при транспортировке, проще говоря – трубы кое-где изношены до состояния "решета".

Чем это нам грозит?

Грозит это возможностью оказаться в следующем отопительном сезоне у холодных батарей, без горячей воды в промерзших квартирах, а наши дети и родители останутся без возможности учиться и лечится, так как школы и поликлиники превратятся в ледяные склепы. И это еще не все, от наличия тепла зависит работа практически всей промышленности, так что мы еще и без работы остаться можем.

Из всего вышеизложенного возникают вопросы почему это происходит и что делать. Почему игнорирование очевидных проблем отрасли все больше напоминает "заколдованный круг"?

Одной из основных проблем энергетики республики является отсутствие целостной стратегии развития энергоотрасли. Сегодня регулирование деятельности отрасли отнесено к компетенции нескольких министерств, что не позволяет создать единый центр по решению накопившихся вопросов и проблем в отрасли. Отсутствие единого органа не позволяет на сегодняшний день увидеть государству неэффективность существующей системы тарифообразования в энергетике Казахстана, которая значительно снижает эффективность и, фактически, остановила развитие отрасли.

Вся проблема – в том, что долгое время в Казахстане считалось, что раз есть свет и тепло, то нет в отрасли и проблем. Забыли, что энергетика должна развиваться опережающими темпами, чтобы не тормозить будущее развитие промышленности. А раз темпы должны быть опережающими, то прежде всего предполагается инновационный а следовательно, интенсивный путь ее развития с использованием возобновляемых источников энергии, а не тот экстенсивный путь, основанный на ископаемом топливе, по которому она раньше развивалась. Поэтому закладываемые сегодня инновационные технологические решения, с учетом, того, что в энергетике они обычно будут существовать 20-30 лет, а то и больше, должны соответствовать самым современным технологическим решениям на базе широкого применения информационных и цифровых технологий семейства "умной электросети" Smat Grid.

Сегодня электроэнергетика республики, ввиду многолетнего отсутствия финансовых средств не может похвастаться использованием этих новаций.

Однако, особенно удручающая ситуация сложилась в области тепловых и распределительных электрических сетей. Здесь, уже не задумываемся о новациях, так как прежде всего приходится иметь дело с полностью обветшавшей технологией вчерашнего дня и ежедневно, ежечасно заниматься проблемами латания дыр в этих сетях. Все это, к сожалению, сегодня не только тормозит, но и практически исключает инвестиционную привлекательность в отрасли.

Результатом отсутствия такой целостной стратегии видится и проблема отсутствие тарифа позволяющего адекватно покрывать расходы не только на содержание сетей, но и на их реновацию и развитие, - отмечает энергетик. По его мнению, должен быть изменен принцип тарифообразования в целом. В настоящее время вся прибыль субъектов естественных монополий должна идти только на реализацию инвестиционных программ, однако действующий тариф не позволяет ни самостоятельно предприятиям отрасли адекватно выполнять инвестиционные программы, ни привлекать инвесторов и внешнее финансирование для этого.

В начале 1990‑х годов английская консалтинговая компания KPMG предложила современный метод тарифообразования - RAB регулирование. RAB (Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры. Электросетевые комплексы многих стран: Канада, США, Австралия, страны Западной Европы используют метод RAB-регулирования уже давно. Россия распоряжением правительства РФ 2009 обязала все сетевые организации к 2012 году перейти на долгосрочное регулирование.

Переход на RAB-регулирование – это переход на новую инвестиционную стратегию. Поэтому метод доходности инвестированного капитала в электро и теплоснабжении (RAB) уже успешно повсеместно применяется для установления тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Мировая практика показала, что регулирование тарифов в сетевом комплексе на основе методологии RAB имеет ряд преимуществ для сетевых компаний и потребителей перед действующей сейчас системой "затраты плюс. Методологии RAB предполагает, обеспечивать стимулирование привлечения инвестиций в развитие сетей, поскольку в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а также определенный процент дохода для инвестора. Тариф при RAB-регулировании устанавливается не на один год, а на 3‑5 лет, в отличие от схемы "затраты плюс, которая в условиях естественной монополизации сетевых компаний оказалась малоэффективной по многим причинам.

Да и вообще, я не понимаю, как для отрасли, которая изначально ОБЯЗАНА, не только обслуживать свою систему, но и повсеместно в каждом регионе развиваться с учетом опережающих темпов развития промышленности применять систему тарифообразования, основанную только на годовых затратах. Не понимаю, почему индустриальная страна должна использовать устаревшие экономические принципы, о которых все развитые страны уже забыли. Методика RAB уже давно накопила международный опыт и получила самое широкое распространение в регулировании естественных монополий, потому, что она обеспечивает тарифную мотивацию к снижению операционных расходов компаний и прозрачный контроль. Этот принцип не только позволяет обеспечить необходимое финансирование мероприятий по надежному функционированию и развитию систем электро и теплоснабжения, но, позволяет им проводить обновление и модернизации оборудования, а также будет способствовать стабильности отношений между энергоснабжающими организациями и потребителями за счет установления долгосрочных тарифов. Поэтому во всем мире считается, что RAB-регулирование – это инструмент регулярного привлечения инвестиций в энергетику без которого она не выживаема.

Действующая система тарифообразования для субъектов естественных монополий не просто не гибкая, а фактически карательная по отношению к эти субъектам. Если для изменения тарифа субъекта естественной монополии требуется пройти семь кругов ада и бюрократической процедуры, то основные источники расходов закладываемые в себестоимость тарифа либо вообще не регулируются, либо их изменение носит уведомительный характер, а это стоимость угля, ж/д тарифы. Кроме того предприятия отрасли индексировали размер заработной платы работников."

Кстати, о работниках.

В любом случае, без обученного, мотивированного персонала, который будет управлять всем этим высокотехнологичным оборудованием, не обойтись. Поэтому должны быть решены не только вопросы установления соответствующей заработной платы энергетикам, которая в энергетике, основополагающей отрасли индустриального Казахстана должна быть естественно выше, чем средняя зарплата в промышленности, но и вопросы обучения, повышения квалификации, которое сейчас отсутствует и вопросы мотивации, чтобы люди хотели работать в компании. К сожалению, уровень оплаты труда в отрасли значительно отстает от среднего уровня в промышленности. Существует значительный отток работников СЕМ в другие отрасли, а также в приграничные регионы РФ. Кроме того естественно, должен быть решен вопрос и со стоимостью электроэнергии в стране. Это страшно видеть когда в ноябре 2019 г появилось сообщение "ТОП-7 стран с самой дорогой и самой дешевой электроэнергией в Европе" (усредненные).

Кроме того, надо менять отношение к отрасли и потребителей.

Зачастую потребители негативно относятся к вопросу повышения тарифа делая предположения о несуществующих сверхдоходах в отрасли, при этом большинство и не подозревает, что счета на электроэнергию в Казахстане одни из самых низких в Европе и на постсоветском пространстве.

Я полагаю, что даже не специалист энергетик понимает всю парадоксальность этой ситуации.

Согласно статистическим данным за 3 квартал 2019 года средняя заработная плата одного работника по промышленным предприятиям РК составила 262 тыс. тенге, тогда как по предприятиям энергетического сектора - 165 тыс. тенге, что на 58,9% ниже. Уровень квалификации инженерно-технических специалистов и квалифицированных рабочих из года в год снижается. Замещение персонала проблематично, т.к. на рынке труда дефицит квалифицированных кадров, вынужденно принимается персонал, не имеющий опыта работы в энергетике, а зачастую даже базового образования по профилю. Предприятия тратят время и денежные средства на подготовку, переподготовку и стажировку персонала, но, в течение 1-го года увольняется до 30% принятых сотрудников.

Так почему же нужно увеличивать тариф инвестиционной привлекательности отрасли?

Для ускоренной модернизации ЖКХ в 2014 г. была принята государственная программа инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015 - 2019 гг., предусматривающая финансирование предприятий тепловых сетей через бюджетные субсидии и кредиты совместно с международными финансовыми организациями (ЕБРР, АБР и др.). В соответствии с "Государственной программой инфраструктурного развития "Нұрлы жол" на 2015 - 2019 гг." предусматривалось уменьшение износа тепловых сетей на 2-4% в год за счет увеличения объема замены износившихся сетей и строительства новых. За годы реализации стало очевидно, что государственная программа позволяет только поддерживать износ тепловых сетей на текущем уровне практически без снижения.

К примеру, АО "Петропавловские тепловые сети" в 2011 году удалось заключили договоры кредитования с Европейским Банком Реконструкции и Развития на сумму 6,3 млрд тенге. Кроме того, с 2015 года начала действовать государственная программа "Нұрлы жол" совместно с ЕБРР, в рамках которой предприятие получило субсидии из бюджета на сумму 2,4 млрд тенге и одновременно могло занять такую же сумму у ЕБРР.

Таким образом, за 9 лет, с 2011 по 2019 годы, этим предприятием была проведена реконструкция 29 км сетей. Более половины этой протяженности – 18 км магистральных сетей большого диаметра – было реконструировано за счет заёмных и бюджетных средств.

Результаты этих инвестиций значительные и позволили снизить износ тепломагистралей на 10%, количество повреждений на тепловых сетях сократилось до нескольких десятков в год, снизили потери тепловой энергии на 4%. Жалобы населения уменьшились в 70 раз – с 360 до 5.

Как считают эксперты, тепловые сети изношенные на 100% (то самое решето) возможно ликвидировать к 2030 г. только при замене не менее 750 км сетей в год, что связано со значительными финансовыми затратами. При замене 300 км/год степень износа будет нарастать, между тем дальнейшая реализация программы в части ремонта теплосетей сегодня остается под вопросом.

К сожалению, действие программы "Нұрлы жол" по инфраструктуре сетей теплоснабжения городов завершилось в 2019 году. После этого финансовые средства государством на сети не выделяются, несмотря на подаваемые заявки. Без дальнейшего привлечения государственной поддержки, инвестиций, либо значительного увеличения тарифа систему теплоснабжения невозможно поддерживать в надлежащем состоянии, а тем более улучшать. Поэтому государственная поддержка инфраструктурных социальных проектов просто необходима для поддержания систем жизнеобеспечения наших городов.

В Казахстане потери в тепловых сетях составляют порядка 40%, из них 20% на магистральных и 80% на распределительных.

Это же касается и электросетей. В то время как по стране изношенность электрических сетей составляет 70% средний уровень инвестиционной программы региональной электросетевой компании составляет – 2-3 млрд. тенге в год. Этого достаточно, чтобы построить только одну подстанцию 110 кВ, а таких подстанций в каждом РЭКе может быть около сотни.

Сегодня средняя величина потерь по Казахстану – 14 %, но есть сети, где потери электроэнергии доходят до 18 %.

Эксперты разных стран определили, что потери энергии на передачу электрической энергии по электрическим сетям должны быть не более 4-5 %. Верхняя граница максимально допустимых потерь – 10%. Для примера, в Германии и Японии показатель потерь составляет 4–5 %.

Всем понятно, что субъекты естественных монополий должны уменьшать и потери в сетях и аварийность. А для этого наряду с другими методами надо автоматизировать и оцифровать сети, то есть сделать мониторинг аварийности через системы мониторинга, SCADA например. Но, к сожалению, совершенствование автоматизации и цифровизации процессов требует огромных затрат, несоизмеримых тому, что могут себе позволить энергокомпании в условиях нынешней политики тарифообразования.

Перед энергетиками ставится задача по снижению аварийности. Для этого, помимо прочего, необходимо повысить надежность через наблюдаемость сетей, через диагностику состояния оборудования. Например, сейчас, когда погас свет у потребителя - он звонит и просит решить этот вопрос. Но, в нормальной ситуации энергетики должны первыми узнать о проблеме, до того, как человек им позвонит.

Кроме того, необходимо знать состояние сети и развивать систему мониторинга и тепловых и электрических сетей, а это требует огромных вложений на современные диагностические комплексы, лаборатории (средняя стоимость достигает 100 млн. тенге). При этом необходимы цифровые системы для своевременной обработки большого массива данных, мониторинга состояния оборудования и принятия решений о ремонтном воздействии. Т.е. принимать решение о необходимости ремонта еще до возникновения существенной проблемы, предвосхищать возможные убытки на основе обработки больших данных и постоянного мониторинга. Без цифровизации ремонтного процесса это просто невозможно. В этом как бы заложена большая часть резерва по снижению издержек.

Мир меняется, мы должны оказывать современные услуги. Общество требует от энергетиков реализации современных способов управления отраслью и естественно за развитие их нужно платить. Например, цифровизация – включающая наряду со многими проблемами и контроль своего энергопотребления через Автоматизированную систему коммерческого учёта электроэнергии (АСКУЭ), современные биллинговые системы, личные кабинеты.

Таким образом мы не можем игнорировать тот факт, что мощности отрасли критически устарели и исчерпали свои возможности за годы эксплуатации и требуется немедленное и конструктивное сотрудничество энергетиков, государства и общества для решения вопросов отрасли, которая априори является одной из самых социально-значимых.

В числе предложений энергетиков – создание государственного ведомства, ответственного за состояние, техническую политику и развитие систем теплоснабжения, проведение единой государственной политики в области теплоснабжения, также возможным вариантом является и создание соответствующего комитета или департамента в структуре Минэнерго РК по образцу и подобию существующих департаментов электроэнергетики и департаменту атомной энергетики и атомной промышленности.

Организованное ведомство должно провести полномасштабное обследование состояния инженерных сетей и объектов всей системы теплоснабжения РК с разбивкой на группы, с определением технического и экономического состояния, выявлением проблем, требующих решения со стороны государства.

Отмечается, что Международное Энергетическое Агентство настойчиво рекомендует странам создавать законы о теплоснабжении особенно при наличии систем централизованного теплоснабжения на базе ТЭЦ. Законами, регулирующими теплоснабжение, располагают например, такие страны, как Дания, Германия, Южная Корея, Польша, Чехия, Болгария, Эстония (2003 г.), Молдова (2014 г.), Украина (2005 г.), Литва (2005 г.), Россия (2010 г.). Предметом регулирования проекта Закона являются отношения, возникающие в процессе производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии создания, функционирования и развития систем теплоснабжения, а также реализации полномочий государственных органов и местных исполнительных органов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения.

Подводя итоги отмечу, что создание единого центра принятия решений и изменения подходов к государственному регулированию деятельности отрасли, в частности тепловых и электрических сетей, повысит значимость отрасли в структуре экономики страны, увеличит инвестиционную привлекательность, обеспечит стабильный рост и развитие не только отрасли, но и других социально-значимых сфер жизнеобеспечения населения страны

Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети