ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
05 сентября 2019 | 10:21

Дирижер Абзал Мухитдинов: Нужно давать публике возможность выбора

ПОДЕЛИТЬСЯ

Абзал Мухитдинов Абзал Мухитдинов

Его дирижерский репертуар включает более 250 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и более 40 оперно-балетных спектаклей. Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена "Курмет", заместитель главного дирижера Абзал Мухитдинов рассказал о важности изучения языков, "твердом", "жидком" и "газообразном" характере дирижера.


Иконка комментария блок соц сети

Его дирижерский репертуар включает более 250 произведений вокально-симфонической, симфонической и камерной музыки и более 40 оперно-балетных спектаклей. Заслуженный деятель Казахстана, кавалер ордена "Курмет", заместитель главного дирижера Абзал Мухитдинов рассказал о важности изучения языков, "твердом", "жидком" и "газообразном" характере дирижера.

- Седьмой театральный сезон "Астана Опера" открывает оперой "Биржан - Сара", в которой вы являетесь дирижером-постановщиком. Национальная классика - это уже своего рода традиция для старта сезона?

- Безусловно. Мы решили, что должны показать нашу казахскую оперу, которая совсем недавно произвела фурор в Боровом, где была представлена под открытым небом на поляне Абылай хана. Этот спектакль пользуется неизменным успехом и собирает аншлаги. Оперу исполнят известные певцы, в этот раз также состоятся и дебюты. В нашем театре опера идет в новой музыкальной редакции. Это шедевр нашего оперного искусства, который написан и вышел в советское время. Есть моменты, которые не соответствуют нашей действительности, поэтому мы поставили его по-другому, бережно сохраняя музыкальный материал, но взгляд на некоторые вещи был изменен. Мы подошли к постановке с глубоким осмыслением. Любой сценический музыкальный спектакль, чтобы оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велению времени. У композитора Мукана Тулебаева музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере "Биржан - Сара" композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня "Айтпай" является экспозицией образа главного героя. В завершении спектакля позволили себе включить песню Биржана "Темиртас", которая по своей сути является жизненным итогом композитора, к сожалению, достаточно печальным. Плач Биржана исполняется хором а капелла, и это всегда завораживает, всегда горячо воспринимается публикой, наступает катарсис - слушатели плачут, плачут и музыканты оркестра. Эта песня, трансформированная в реквием, хорошо вписалась в контекст этой оперы. Многие исполнения новой музыкальной редакции показали, что такой финал жизнеспособный. Думаю, жемчужина нашей классики - опера "Биржан - Сара" - лучший выбор для открытия сезона.

- Известно, что это лето вы провели в работе. Расскажите немного подробнее о своих проектах.

- Летний сезон был достаточно насыщенный в международном плане. Начал его с симфонического концерта в Польше, где дирижировал Симфонией № 5 Чайковского, Концертом для скрипки с оркестром Мендельсона, кроме того, исполнялось и мое произведение, то есть я выступил и как композитор. Следующий проект прошел в Болгарии, в городе Пловдив, где была исполнена опера "Сила судьбы" Верди. Для меня это знаковый проект, потому что в Казахстане эта опера не идет, и это стало для меня настоящим творческим вызовом. В Пловдиве выступаю уже не первый раз, до этого дирижировал здесь оперой "Катерина Измайлова" Шостаковича. Опера Шостаковича - это период ХХ века, и со стилистической точки зрения она является большим челенджем для всех дирижеров.

В июле с большим успехом прошли гастроли "Астана Опера" с балетным спектаклем "Спартак" в Риме, организованные Министерством культуры и спорта. Я выступил дирижером двух спектаклей, очень порадовал теплый прием итальянской публики. После этого уехал в Венецию давать мастер-классы с ведущими мировыми солистами. В их числе - Барбара Фриттоли и Рамон Варгас, они готовили вокалистов, я готовил дирижеров. Кульминацией этих мастер-классов стало концертное исполнение оперы Верди "Травиата" в Большом зале Венецианской консерватории имени Бенедетто Марчелло. У меня были студенты из Италии и Эстонии. Для итальянцев было большим открытием, что казахстанцы владеют материалом и могут сказать новое слово в интерпретации данного произведения. За то небольшое время проведения мастер-классов студенты сделали огромный скачок. Теперь эти студенты настроены приехать в Казахстан для дальнейшего обучения по специальности. Считаю, что для нашей страны очень важно, что к нам будут приезжать из далеких стран дирижеры изучить тонкости нашей профессии, которые они не могут получить у себя. И это показатель высокого уровня Казахстана в достижении культуры и образования за годы независимости.

- Чем завершилось лето?

- В августе снова вернулся к балету "Спартак", получив приглашение от организаторов Международного фестиваля оперы и балета (Россия) и пожелание от легендарного хореографа-постановщика этого спектакля Григоровича, чтобы я встал за дирижерский пульт. Мы исполнили этот балет с труппой Новосибирского театра оперы и балета, солистами из Мюнхена и Большого театра. Два спектакля были разные, так как исполняли совершенно разные касты, это был очень интересный опыт. Мне предложили продолжить сотрудничество, а именно дальнейшие совместные выступления в Азии, Европе, Америке…

- Это значит, что вам предстоит работа с разными оркестрами, общение с музыкантами на разных языках. Где вы изучали иностранные языки и получили такую блестящую профессиональную базу?

- Мне очень повезло, когда я пришел в Алматинскую государственную консерваторию имени Курмангазы, и на первом же занятии мой педагог сказал о необходимости серьезного изучения иностранных языков. Прислушавшись к совету, поступил в Алматинский педагогический институт иностранных языков, где в течение двух лет изучал английский, продолжая обучение в консерватории. Когда заканчивал факультет оперно-симфонического дирижирования, уже второй год работала программа "Болашак", и по ней я сдал тест в Британском совете. Уехал учиться в Великобританию, там защитил диссертацию, жил в языковой среде, не только разговаривал, но и думал на этом языке. Когда ты хорошо знаешь хотя бы один европейский язык, это очень хорошо в нашей профессии. Но я считаю, что дирижер должен знать 6-7 языков. Поэтому я и сейчас продолжаю изучение языков и надеюсь, что в скором будущем смогу на них говорить.

- Бывает, что вы импровизируете прямо на сцене?

- Это бывает всегда. Дирижер, как и любой артист, обязан владеть искусством импровизации. Но любая импровизация должна быть подготовленной. Поэтому степень, с которой ты импровизируешь, варьируется, но в любом случае это должно быть красиво и не ломать общего контекста.

- В вашей профессии нужна твердость характера?

- Дирижер должен иметь пластичный характер. Пластичность подразумевает три разных консистенции, то же, что характеризует воду. Это единственное вещество, которое может существовать в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном: лед, жидкость и газ. Дирижер должен быть проникающим, как вода. Его слова должны проникать в сознание музыкантов без усилий, не должны встречать сопротивление. Это налагает на дирижера большую ответственность: он должен говорить точно по делу. Нужно адресно сказать каждому музыканту, какую он допустил ошибку. И в данном примере нужно проявлять твердость характера. Говоря о газообразном состоянии, дирижер должен создать атмосферу. Если вы бывали на море или в лесу после грозы, ощущали в воздухе озон - это то, что должен сделать дирижер в работе с коллективом. Аура, которая объединяет всех музыкантов. Перед тем как выйти к оркестру, работает с композитором. Изучая партитуру, должен понять, что хотел сказать композитор, и потом от его лица передает музыкантам, которые в свою очередь передают слушателям.

- Что вам больше импонирует - создавать концертные программы или участвовать в подготовке постановки?

- В работе над постановкой у тебя огромное количество времени, так как спектакль рассчитан на годы, десятилетия. Концерт - это шоу, это эмоции, то, что нужно людям. Человек в течение дня переживает много эмоций. Просыпается с одними чувствами, в течение дня общается с людьми, засыпает совсем с другими мыслями. Так же и с концертными программами, которые должны быть разнообразными, интересными - это тоже очень близко мне. Как и работа над большими полотнами, в которых ты общаешься с публикой через тот результат, который показывают солисты. Это как с литературой: можно читать Шекспира, Достоевского, Ауэзова, а можно читать рассказы Шукшина - все нужно и интересно. Чем больше диапазон переживаний у дирижера, тем больше он может передать энергии, в этом и заключается его задача. Так получилось, что я люблю и концерты, и большие постановки. Всегда стараюсь создавать такие программы, которые бы отвечали запросам большего спектра зрителей. Кто-то первый раз приходит послушать классику, кто-то "гурман". Нужно сделать программу таким образом, чтобы она не потеряла своей концертности, а была яркая, красивая, свежая, чтобы в ней присутствовал стиль, чтобы все было на высоком интеллектуальном уровне.

Театр всегда будет пользоваться большой популярностью, потому что он может дать много и сразу. Я надеюсь, что, начиная этот сезон, мы будем продолжать линию - работать глубоко, широко и давать публике возможность выбора.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.59   521.12   4.87 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети