ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
21 января 2020 | 09:00

"Неоновый рай". В Алматы представят проект, связывающий современное искусство и тему потребления

ПОДЕЛИТЬСЯ

29 января компания Magnum и агентство специальных культурных и медийных проектов "ЦЕХ" представят результаты своего необычного сотрудничества – исследования, посвященного теме потребления в казахстанском современном искусстве – Neon Paradise book. Это книга, которая содержит более 60 работ 40 художников, выполненных в разной технике, в разный период, с 80-х годов до 2019 года, связанных одной темой – потребление. Работы художников сопровождают статьи и высказывания участников проекта по теме.


Иконка комментария блок соц сети

29 января компания Magnum и агентство специальных культурных и медийных проектов "ЦЕХ" представят результаты своего необычного сотрудничества – исследования, посвященного теме потребления в казахстанском современном искусстве – Neon Paradise book. Это книга, которая содержит более 60 работ 40 художников, выполненных в разной технике, в разный период, с 80-х годов до 2019 года, связанных одной темой – потребление. Работы художников сопровождают статьи и высказывания участников проекта по теме.

Автор идеи – журналист Галина Рыжкина, отбором работ занималась молодой куратор и искусствовед Толкын Дауитова, а дизайном книги и версткой – выпускница Лозанского Ecal Юло Хан.

Название проекту дала одноименная работа известного казахстанского художника Саида Атабекова "Неоновый рай". Это видео, в котором участник культового "Кызыл Трактора" в одежде дервиша молится перед дверями супермаркета.

Галина Рыжкина – автор идеи:

"Современному казахстанскому искусству не хватает пространства для высказывания и репрезентации. Книга – отличная возможность собрать в одном месте работы разных художников, разные взгляды и мысли. Тема потребления – одна из ключевых в мировой информационной повестке, и казахстанские художники на нее реагируют. Но мы пошли еще дальше и в своем исследовании попытались заглянуть в историю казахстанского консьюмеризма. Что это за история? Она короткая, длиною всего в 30 лет, но яркая и травматичная. Это история экономического развития – болезненной эволюции из советской республики в капиталистическое государство, которую ощутил на себе каждый казахстанец.

Радует, что в компании Magnum проявили такую редкую для нашей страны и крупного бизнеса смелость и поддержали наш проект. Современное искусство критично. Не бояться его, слышать – значит видеть дальше всех остальных, брать на себя ответственность и готовность что-то менять. По-моему, это очень круто".

В книгу вошли работы Саида Атабекова, Шай-Зии и Вадима Ганжи, Елены и Виктора Воробьевых, Галима Маданова и Зауреш Терекбай, Сергея Маслова, Зитты Султанбаевой и Абликима Акмуллаева, Алмагуль Менлибаевой, Шамиля Гулиева, Анвара Мусрепова, Дулата Алиева, Георгия Трякина-Бухарова, Сауле Сулейменовой и Куаныша Базаргалиева, Павла Овчинникова, Натальи Дю, Рашида Нурекеева, Сауле Дюсенбиной, Бахыт Бубикановой, Леонида Хана, Арыстанбека Шалбаева, Ады Ю, Аиды Адильбек, Дилды Рамазан, Карины Крыловой, Назиры Карим, Даны Искаковой, Бахтияра Беркина и Мики Орынбасаровой, Александра Угая, Алексея Шиндина, Кати Кан, Гульнур Мукажановой, Карины Крыловой, Константина Тимошенко и Александра Баканова, Романа Москалева, Марата Дильмана. Это и живопись, и видео (листая книгу, можно сразу посмотреть видео в интернете, для этого есть QR-код), и коллажи, и фотография, и скульптура, и скетчи новых, еще нереализованных работ. Одной из главных работ издания стал текст – Манифест политической партии пофигизма (ППП), который в 1998 году написали художник Шай-Зия и его соратник Вадим Ганжа.

Толкын Дауитова – куратор, искусствовед:

"Все прошлое лето мы ходили в музей, смотрели архивы, встречались с художниками в их студиях. И каждая такая встреча выводила нас на новый этап исследования – материал дополнялся неожиданными работами - находками, такими как "Карл Маркс в паутине" Шай-Зии. Выяснилось, что у каждого периода, затронутого в исследовании, есть свой цвет, и это хорошо заметно, когда листаете книгу. У 90-х и нулевых совершенно разные тона, художники использовали разные техники в разное время".

Юло Хан – дизайнер:

"Отправная точка погружения в работу - обложка книги. Она состоит из трех элементов: форма – пластиковый пакет как символ потребления, множественное повторение названия – как отсылка к брендомании, и красный цвет. Получилась абстрактная репрезентация всего проекта. Кому-то она напоминает пламя, а кому- то - мясо. И то, и другое символично. Красный цвет так и остается ведущим на протяжении всего повествования, будь то цитаты из разговоров с художниками или фон для текстов".

Азамат Османов, председатель правления компании Magnum:

"Мы много лет наблюдаем за изменениями культуры потребления в Казахстане и сами во многом эту культуру формируем. Мы видим ситуацию со стороны лидера ретейла и в определенной мере являемся драйвером эволюции.

У нас есть самые современные технологические решения, которые анализируют картину потребления и помогают предугадывать и исполнять пожелания покупателей. Но взгляд художника – это совсем другое. Современное искусство философично и способно раскрывать неожиданные стороны в привычных явлениях.

Нам интересен взгляд современного искусства на природу потребления. Книга показывает, как менялся потребительский ландшафт в течение нескольких десятилетий, отражая масштабные трансформационные процессы в обществе. По картинам и инсталляциям, представленным в артбуке, можно проследить, как годы всеобщего дефицита сменились периодом бурного предложения и консьюмеризма. Влияние трендов неизбежно в эпоху глобализации, но я верю, что иметь свой отличительно позитивный почерк в этой истории мы как общество можем.

Сейчас, как мне видится, наступает время осмысления, отношение к материальным приобретениям становится более спокойным. Чем больше выбор и доступность товаров, тем меньше их ценность как атрибута достатка. Многие представители молодого поколения казахстанцев так же, как их ровесники во всем мире, предпочитают путешествовать, тратить деньги на впечатления и обучение, чем на покупки. Не зря одна из финальных глав книги называется "Свобода выбора - это научиться думать".

Со своей стороны мы стремимся создать такую среду, в которой людям не нужно было бы тратить много времени, сил и денег на выбор и покупку того, что необходимо для повседневной жизни. Ведь в жизни каждого из нас есть что-то намного более ценное".

В артбуке Neon Paradise есть несколько текстов, посвященных темам исследования. Один из них написал ректор университета Нархоз Эндрю Вахтель.

В продажу Neon Paradise поступит 1 февраля, стоимость одного экземпляра – 10 000 тенге. На официальной странице проекта в "Инстаграме" @neonparadisebook можно оформить предзаказ. Также издание будет продаваться в нескольких магазинах Magnum в Алматы и Нур-Султане, а также в концепт-сторах Elements в Алматы и столице. 29 января в Алматы состоится презентация книги, на которой соберутся авторы и участники проекта.

Партнерский материал
Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 498.68   522.66   4.79 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети