29 января компания Magnum и агентство специальных культурных и медийных проектов "ЦЕХ" представят результаты своего необычного сотрудничества – исследования, посвященного теме потребления в казахстанском современном искусстве – Neon Paradise book. Это книга, которая содержит более 60 работ 40 художников, выполненных в разной технике, в разный период, с 80-х годов до 2019 года, связанных одной темой – потребление. Работы художников сопровождают статьи и высказывания участников проекта по теме.
29 января компания Magnum и агентство специальных культурных и медийных проектов "ЦЕХ" представят результаты своего необычного сотрудничества – исследования, посвященного теме потребления в казахстанском современном искусстве – Neon Paradise book. Это книга, которая содержит более 60 работ 40 художников, выполненных в разной технике, в разный период, с 80-х годов до 2019 года, связанных одной темой – потребление. Работы художников сопровождают статьи и высказывания участников проекта по теме.
Автор идеи – журналист Галина Рыжкина, отбором работ занималась молодой куратор и искусствовед Толкын Дауитова, а дизайном книги и версткой – выпускница Лозанского Ecal Юло Хан.
Название проекту дала одноименная работа известного казахстанского художника Саида Атабекова "Неоновый рай". Это видео, в котором участник культового "Кызыл Трактора" в одежде дервиша молится перед дверями супермаркета.
Галина Рыжкина – автор идеи:
"Современному казахстанскому искусству не хватает пространства для высказывания и репрезентации. Книга – отличная возможность собрать в одном месте работы разных художников, разные взгляды и мысли. Тема потребления – одна из ключевых в мировой информационной повестке, и казахстанские художники на нее реагируют. Но мы пошли еще дальше и в своем исследовании попытались заглянуть в историю казахстанского консьюмеризма. Что это за история? Она короткая, длиною всего в 30 лет, но яркая и травматичная. Это история экономического развития – болезненной эволюции из советской республики в капиталистическое государство, которую ощутил на себе каждый казахстанец.
Радует, что в компании Magnum проявили такую редкую для нашей страны и крупного бизнеса смелость и поддержали наш проект. Современное искусство критично. Не бояться его, слышать – значит видеть дальше всех остальных, брать на себя ответственность и готовность что-то менять. По-моему, это очень круто".
В книгу вошли работы Саида Атабекова, Шай-Зии и Вадима Ганжи, Елены и Виктора Воробьевых, Галима Маданова и Зауреш Терекбай, Сергея Маслова, Зитты Султанбаевой и Абликима Акмуллаева, Алмагуль Менлибаевой, Шамиля Гулиева, Анвара Мусрепова, Дулата Алиева, Георгия Трякина-Бухарова, Сауле Сулейменовой и Куаныша Базаргалиева, Павла Овчинникова, Натальи Дю, Рашида Нурекеева, Сауле Дюсенбиной, Бахыт Бубикановой, Леонида Хана, Арыстанбека Шалбаева, Ады Ю, Аиды Адильбек, Дилды Рамазан, Карины Крыловой, Назиры Карим, Даны Искаковой, Бахтияра Беркина и Мики Орынбасаровой, Александра Угая, Алексея Шиндина, Кати Кан, Гульнур Мукажановой, Карины Крыловой, Константина Тимошенко и Александра Баканова, Романа Москалева, Марата Дильмана. Это и живопись, и видео (листая книгу, можно сразу посмотреть видео в интернете, для этого есть QR-код), и коллажи, и фотография, и скульптура, и скетчи новых, еще нереализованных работ. Одной из главных работ издания стал текст – Манифест политической партии пофигизма (ППП), который в 1998 году написали художник Шай-Зия и его соратник Вадим Ганжа.
Толкын Дауитова – куратор, искусствовед:
"Все прошлое лето мы ходили в музей, смотрели архивы, встречались с художниками в их студиях. И каждая такая встреча выводила нас на новый этап исследования – материал дополнялся неожиданными работами - находками, такими как "Карл Маркс в паутине" Шай-Зии. Выяснилось, что у каждого периода, затронутого в исследовании, есть свой цвет, и это хорошо заметно, когда листаете книгу. У 90-х и нулевых совершенно разные тона, художники использовали разные техники в разное время".
Юло Хан – дизайнер:
"Отправная точка погружения в работу - обложка книги. Она состоит из трех элементов: форма – пластиковый пакет как символ потребления, множественное повторение названия – как отсылка к брендомании, и красный цвет. Получилась абстрактная репрезентация всего проекта. Кому-то она напоминает пламя, а кому- то - мясо. И то, и другое символично. Красный цвет так и остается ведущим на протяжении всего повествования, будь то цитаты из разговоров с художниками или фон для текстов".
Азамат Османов, председатель правления компании Magnum:
"Мы много лет наблюдаем за изменениями культуры потребления в Казахстане и сами во многом эту культуру формируем. Мы видим ситуацию со стороны лидера ретейла и в определенной мере являемся драйвером эволюции.
У нас есть самые современные технологические решения, которые анализируют картину потребления и помогают предугадывать и исполнять пожелания покупателей. Но взгляд художника – это совсем другое. Современное искусство философично и способно раскрывать неожиданные стороны в привычных явлениях.
Нам интересен взгляд современного искусства на природу потребления. Книга показывает, как менялся потребительский ландшафт в течение нескольких десятилетий, отражая масштабные трансформационные процессы в обществе. По картинам и инсталляциям, представленным в артбуке, можно проследить, как годы всеобщего дефицита сменились периодом бурного предложения и консьюмеризма. Влияние трендов неизбежно в эпоху глобализации, но я верю, что иметь свой отличительно позитивный почерк в этой истории мы как общество можем.
Сейчас, как мне видится, наступает время осмысления, отношение к материальным приобретениям становится более спокойным. Чем больше выбор и доступность товаров, тем меньше их ценность как атрибута достатка. Многие представители молодого поколения казахстанцев так же, как их ровесники во всем мире, предпочитают путешествовать, тратить деньги на впечатления и обучение, чем на покупки. Не зря одна из финальных глав книги называется "Свобода выбора - это научиться думать".
Со своей стороны мы стремимся создать такую среду, в которой людям не нужно было бы тратить много времени, сил и денег на выбор и покупку того, что необходимо для повседневной жизни. Ведь в жизни каждого из нас есть что-то намного более ценное".
В артбуке Neon Paradise есть несколько текстов, посвященных темам исследования. Один из них написал ректор университета Нархоз Эндрю Вахтель.
В продажу Neon Paradise поступит 1 февраля, стоимость одного экземпляра – 10 000 тенге. На официальной странице проекта в "Инстаграме" @neonparadisebook можно оформить предзаказ. Также издание будет продаваться в нескольких магазинах Magnum в Алматы и Нур-Султане, а также в концепт-сторах Elements в Алматы и столице. 29 января в Алматы состоится презентация книги, на которой соберутся авторы и участники проекта.