Определить статус танца "Қара жорға" попросили министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Определить статус танца "Қара жорға" попросили министра культуры и спорта РК Арыстанбека Мухамедиулы, передает корреспондент Tengrinews.kz.
На блог к министру обратился казахстанец Мырзабек Мырзахметов. "Несколько лет назад по всей республике началась волна возрождения "национального" танца "Қара жорға". По сей день, как в кругах молодежи, так и в среде старшего поколения не прекращаются баталии по поводу уточнения статуса танца "Қара жорға". Если некоторые говорят, что это исконный казахский танец, то другие аксакалы утверждают, что такого танца и в помине не было. В связи с вышеизложенным прошу Вас дать мне разъяснение о статусе танца "Қара жорға", - отметил он.
"Если это действительно наш народный танец, то давайте утвердим его статус всеми необходимыми нормативно-правовыми актами и будем пропагандировать везде, где только можно. Ну, а если танец по статусу не народный, то прошу Вас обозначить это во всех центральных СМИ, ибо этот вопрос иногда является предметом спора всех слоев населения. У меня в Кокшетау по этому поводу подрались соседи, я им обещал, что вы дадите мне ответ, и я разрешу их спор, как третейский судья. (...) Вполне возможно, что для окончательного решения может понадобиться время (провести экспертизу, поднять архивные данные)", - написал Мырзахметов.
Министр Мухамедиулы Арыстанбек в ответе пояснил, что ведомство не занимается проведением подобных экспертиз. "Относительно определения статуса танца "Қара жорға" сообщаем, что Министерство культуры и спорта РК не занимается проведением подобного рода экспертиз. В этой связи Вам необходимо обратиться в научно-исследовательские институты Министерства образования и науки Республики Казахстан", - ответил ему министр.
Между тем, заведующая кафедрой хореографии КазНУИ, профессор, заслуженная артистка РК, кандидат искусствоведения Тойган Изим, отвечая на вопрос корреспондента Tengrinews.kz, пояснила, что танец раньше назывался "Буын би" (танец суставов).
"Танец "Кара жорга" - это казахский народный танец "Буын би", то есть танец суставов, который дошел до наших дней. Когда казахский танец вышел на сцену, эти фольклорные народные танцы остались в стороне и потихоньку забывались. Я сама была свидетелем того, как в 1987 году из района Нарынколь Алматинской области привезли двоих рабочих из совхозов, сняли этот танец на пленку и положили в Госархив. В песне есть слова "Қара жорға", но это не значит, что танец называется "Қара жорға". Танец исконно народный - "Буын би". "Қара жорға" пришел к нам как танец профессионального сценического искусства. Впервые его танцевали на сцене в 1934 году, в спектакле Мухтара Ауэзова "Айман-Шолпан", - отметила артистка.
"В связи со становлением сценического искусства в 30-е годы, когда создавались театры, профессиональные коллективы, казахский народный танец стал сценическим. В связи с этим потихоньку забыли свой танец (под названием "Буын би"- Прим. автора). Хранителей этого танца уже давно нет. В книгах есть пример, что в 60-е годы "Буын би" танцевал на свадьбе некий Жолдинов из Павлодара. Молодежь танцевала твист, а он вышел и начал танцевать "Буын би". Аубакир Исмаилов, народный художник, заслуженный деятель искусств Казахстана, танцор, сказитель, которому исполнилось в прошлом году 100 лет, танцевал "Буын би". На время мы все увлеклись сценической хореографией, но танец сохранился", - сказала она.
Между тем в 2011 году историк, доктор наук, автор книг по истории казахских диаспор Гульнара Мендикулова заявляла о том, что у казахов никогда не было мужского танца. Она отмечала, что не встречала ни одного источника, где бы говорилось о том, что джигиты встали и пошли танцевать. "Этого танца тут никогда не было, а нам сейчас говорят, что мы, казахи, ничего не знаем. Он появился в Китае. Я его впервые увидела в Стамбуле. Его исполняли проживающие в Турции этнические казахи из Китая", - заявляла доктор наук.