КРУШЕНИЕ САМОЛЕТА БЛИЗ АКТАУ: ХРОНИКА АВИАКАТАСТРОФЫ
12 апреля 2018 | 11:26

Постановка "Биржан - Сара" возвращается на сцену "Астана Опера" в новой редакции

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button

Жемчужина казахской оперы - "Биржан - Сара" Мукана Тулебаева - возвращается на сцену "Астана Опера" в новой музыкально-сценической редакции. Причем и режиссерская версия, и декорации, и костюмы, и свет будут такими, какие можно увидеть на лучших мировых оперных сценах. Публику ждут невероятные сюрпризы, которые раскроют в премьерные дни - 20 и 21 апреля.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

Жемчужина казахской оперы - "Биржан - Сара" Мукана Тулебаева - возвращается на сцену "Астана Опера" в новой музыкально-сценической редакции. Причем и режиссерская версия, и декорации, и костюмы, и свет будут такими, какие можно увидеть на лучших мировых оперных сценах. Публику ждут невероятные сюрпризы, которые раскроют в премьерные дни - 20 и 21 апреля.

Новая музыкально-сценическая редакция будет показана в рамках празднования 20-летия Астаны под эгидой Министерства культуры и спорта РК. Лирико-драматическая опера Тулебаева на либретто Джумалиева впервые была представлена 7 ноября 1946 года в Казахском театре оперы и балета имени Абая. За 72 года опера "Биржан - Сара" приобрела международную славу: она была показана в Москве 6 декабря 1958 года на декаде казахского искусства. Большой успех имела в Берлине и Дрездене (1986). Позже либретто было переведено на турецкий язык, и спектакль прошел в Самсуне в 2013 году, а также в Стамбуле, Бурсе, Эскишехире и Анкаре в 2014 году. В этом же году труппа театра "Астана Опера" исполнила эту оперу в России в Мариинском театре.

"Биржан - Сара" является подлинным достоянием казахского оперного искусства. В столичном театре в этот шедевр национальной классики решили вдохнуть новую жизнь. Благодаря последним современным театральным технологиям оперу адаптируют к техническим возможностям сцены, воплотят эксклюзивные на сегодняшний день решения постановочной группы. Постановочную команду представляют: режиссер-постановщик - доктор PhD, Заслуженный деятель Казахстана А. Маемиров и режиссер-консультант - главный режиссер Большого театра Беларуси, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Г. Тукая М. Панджавидзе, дирижер-постановщик - Заслуженный деятель Казахстана А. Мухитдинов, балетмейстеры - Заслуженные деятели Казахстана Т. Нуркалиев, А. Тати, ассистенты режиссера-постановщика - Е. Нурсултан, Е. Тойкенов. Художники-постановщики и сценографы - С. Тасмагамбетова и П. Драгунов. Музыкальный редактор - Т. Жармухамет. Художник по свету - Я. Пантани. Дизайнер по проекциям - С. Металли. Главный хормейстер - Заслуженный деятель Казахстана Е. Даутов.

Новая режиссерская версия отличается от предшествующих масштабностью форм. Это означает, что все сцены будут расширены. Публике обещают представить всевозможные атрибуты ярмарочных гуляний, а для воспроизведения достоверной атмосферы в спектакле примут участие животные. Кроме того, концепция спектакля отличается отсутствием одноплановой трактовки образов всех героев. Зрителям представят историю любви Биржана и Сары, которая не нашла места на земле. Традиционно опера заканчивается гибелью главного героя, но постановщики хотят оставить свет в конце тоннеля, чтобы зрители понимали, что любовь, принесенная в жертву, была не напрасной. История Биржана и Сары дала возможность соединиться многим тысячам потомков и осталась жить в народе памятью о великой силе любви, которая готова подвигнуть нас на невероятные поступки.

Все невозможное возможно

Глядя на эскизы, кажется, что такой красоты декорации воплотить в реальность просто невозможно. Впервые в спектакле применены феноменальные технологии: невероятно, но на сцене будет использовано несколько тонн воды. Картины богатой казахстанской природы воплощены как в жестких декорациях, так и в 3D-проекциях, нужно также отметить, что этот спектакль сделан кинематографическим способом. Работу над эскизами Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов начали еще осенью 2017 года. Художники признаются, что браться за национальную постановку было непросто. У сценографов нет права на ошибку, они должны, не нарушив национальной стилистики, привнести в нее что-то новое, удивить зрителя.

"Трудоемкая работа проделана по созданию нарядов для трех балетных сцен, каждая из которых включает 48 артистов. Очень яркими и богатыми получились костюмы для артистов хора. Поэтому для нас стояла сверхзадача - сделать образы главных героев еще более красочными и выразительными. Благородный наряд Биржана говорит о его статусе и возрасте. Свадебное платье Сары получилось очень нежным. Жилетка выполнена в национальном стиле, расшита металлическими украшениями цвета золота. Хотелось, чтобы невеста в итоге сама была как драгоценность. Фактура тканей подобрана с учетом новых технологических возможностей, современные материалы очень качественные, и их цветовая гамма разнообразна", - рассказали Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов.

На изготовление бутафории ушло чуть меньше полугода. Мастера работали по обновленным технологиям. Табуреты, шкаф, сундуки теперь украшены не нарисованными, а рельефными узорами, созданными с применением фрезерного станка, на котором и вырезаются орнаменты. Кроме того, велись сложные работы по металлу, а также гончарные работы по изготовлению кувшинов, которых приготовили несколько десятков штук. В этом спектакле очень много чеканки: все пояса, ремни украшены замысловатыми рисунками, над каждой деталью бутафоры кропотливо трудятся не меньше трех часов. А таких поясов около сотни. Копья и стрелы - над ними работает тоже мужская команда бутафоров. Особого внимания заслуживают напольные часы из настоящего дерева. Мастерам потребовались столярные навыки, чтобы вручную сделать мелкие детали. Привлек внимание и патефон, выглядит он очень правдоподобно, хотя и не играет, его задача - передать атмосферу того времени.

Артистизм в высоком смысле слова

Бутафорию уже передали в репетиционные залы, чтобы артисты могли вживаться в образы, используя предметы быта в различных сценах. Роль Биржана может воплотить не каждый певец, так как она очень сложная, большая, требующая мобилизации всех сил. Ее готовятся представить лауреаты многих международных конкурсов Меир Байнеш и Беимбет Танарыков. Харизматичный певец Меир Байнеш не раз блестяще исполнял эту партию на сцене "Астана Опера". Беимбет Танарыков выступает в роли Биржана на протяжении всей своей творческой карьеры. В каждое слово солист вкладывает смысл, подкрепляя его жестом и мимикой. Работа вокалиста над партией похожа на обработку алмаза и превращение его в прекрасный бриллиант. Солист имеет красивый тембр звучания и потрясающий артистизм.

Роль Сары станет дебютной для Заслуженной артистки Казахстана, примадонны оперной сцены Майры Мухамедкызы. Великолепная сопрано, Заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай в этой опере уже выступала в партии ревнивой Алтынай, но образ Сары тоже воплотит впервые. "Мои мечты сбываются, я давно хотела исполнить эту роль, но всегда считала, что еще не созрела для нее, потому что понимала, что нужно иметь достаточный опыт для воплощения данного образа. У Сары крутой нрав, сильный характер. С вокальной точки зрения это тоже непростая партия, требующая классического исполнения. Так, оперу "Биржан - Сара" Мукана Тулебаева я сравниваю с операми Дж. Пуччини, в которых отражена большая динамика. Постараюсь исполнить ее в итальянской манере звучания, чтобы каждое слово было понятным", - рассказала Майра Мухамедкызы.

Дирижер-постановщик, Заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдинов отметил, что любой сценический музыкальный спектакль, чтобы выжить и оставаться востребованным, должен в полной мере соответствовать велениям времени. "Оперы "Абай" и "Кыз Жибек", поставленные более года назад, до сих пор идут при аншлаге. Однако для оперы "Биржан - Сара" назрела необходимость нового сценического решения. У композитора Мукана Тулебаева музыка по своей природе очень яркая, красивая и певческая, известно, что он сам профессионально занимался вокалом. В опере "Биржан - Сара" композитор использовал музыкальные цитаты народного акына, песня "Айтпай" является экспозицией образа главного героя", - поделился Абзал Мухитдинов. Маэстро также подчеркнул, что в репертуаре "Астана Опера" идут три шедевра казахского оперного искусства, поставленные на высочайшем мировом уровне, и сегодня казахская опера переживает расцвет и востребованность у слушателей.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 515.11  course down  535.94  course down  5.16  course down

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer