Британские ученые из университета Шеффилда и университета Сандерленда заявили, что им удалось разгадать одну из загадок самой известной картины в мире - "Мона Лиза" - Леонардо да Винчи. Речь идет об улыбке Джоконды, которая вот уже несколько столетий не дает покоя исследователям, пишет Independent.
Британские ученые из университета Шеффилда и университета Сандерленда заявили, что им удалось разгадать одну из загадок самой известной картины в мире - "Мона Лиза" - Леонардо да Винчи. Речь идет об улыбке Джоконды, которая вот уже несколько столетий не дает покоя исследователям, пишет Independent.
Тайна полотна художника эпохи Возрождения открылась ученым в ходе изучения другой картины да Винчи - La Bella Principessa ("Красивая принцесса"), написанной до Джоконды в конце XV века. На ней также изображена девушка с загадочной, еле заметной улыбкой, которая привлекает внимание зрителя.
Сравнивая обе картины, ученые пришли к выводу, что "неуловимую женскую улыбку" на своих работах Леонардо создал путем ловкого смешивания цветов, используя таким образом эффект периферийного зрения. Благодаря методу, который называется "сфумато", форма рта субъекта визуально изменяется в зависимости от угла, под которым зритель смотрит на картину.
"Мона Лиза" и La Bella Principessa - картины да Винчи, на которых видна еле заметная улыбка.
Если на картину смотреть прямо (в анфас), то наклон рта направлен вниз, в то время как, как при взгляде под углом уголки рта, как кажется, начинают подниматься вверх, создавая эффект улыбки.
При взгляде в анфас, наклон рта Джоконды направлен вниз.
Авторы исследования отмечают, что многие художники пытались повторить трюк, созданный Леонардо да Винчи, но никто так преуспел в этом, как итальянский гений. "Улыбка исчезает, как только зритель пытается "поймать ее". Это и есть визуальный обман", - говорят исследователи Алессандро Соранцо и Мишель Ньюберри.
Чтобы показать, как работает иллюзия да Винчи, исследователи провели ряд экспериментов. Один из них заключался в том, чтобы добровольцы смотрели издалека на "Мону Лизу", La Bella Principessa и картину флорентийца Антонио дель Поллайоло (современника да Винчи) "Портрет девушки".
Эксперимент с тремя картинами.
Оказалось, что персонажи на полотнах да Винчи "больше улыбались", чем на контрольном портрете Поллайоло. Такой же эффект наблюдался и при размытии изображений.
Иллюзия улыбки исчезала, когда зритель не видел рта персонажа.
В другом эксперименте исследователи проверили, действительно ли, как ранее полагали эксперты, загадочную улыбку может создавать особая техника рисования глаз. Ученые последовательно закрывали рот и глаза на картине черными прямоугольниками. И пришли к выводу, что иллюзия появляется лишь тогда, когда зритель видит рот персонажа.