С каждым годом количество машин в городе растет все более быстрыми темпами, строятся новые дороги, усложняется транспортная система в целом.
При этом дорожная тема касается каждого из нас – мы ездим на автомобилях, общественном транспорте, выступаем в роли пешеходов. Однако несмотря на постоянное выделение огромных средств из государственного бюджета на строительство, реконструкцию и ремонт имеющихся дорог, их качество все еще вызывает справедливые нарекания со стороны автолюбителей – некоторые участки продолжают оставаться в ухабах и колдобинах.
Согласно рейтингу всемирного экономического форума, Казахстан сегодня занимает 9-е место среди 141-й страны по показателю качества дорог.
Качественные дороги являются ключевым фактором развития страны и южной столицы в частности. К слову, в стране законодательно введена персональная ответственность за некачественное дорожное покрытие. Уголовные дела теперь могут заводить в отношении заказчиков, проектировщиков, подрядчиков, технического и авторского надзора.
В Алматы на сегодняшний день общая протяженность автодорог местного значения составляет 3096 км.
Что делается для улучшения качества дорожного покрытия, сообщили специалисты Управления городской мобильности.
– В рамках исполнения поручения Президента страны по улучшению до 2025 года не менее 95 процентов местных дорог продолжается реализация конкретных мероприятий, – говорится в ответе на запрос редакции. – Так, в период 2022–2025 годов планируется построить 176 км дорог в трех районах – Алатауском, Наурызбайском и Турксибском, а также в девяти микрорайонах. Кроме того, ежегодно по 200 км дорог будет подвергнуто среднему ремонту. Таким образом, до 2025 года будут выполнены работы, направленные на нормативное восстановление 600 км автодорожного полотна.
Напомним, согласно Бюджетному кодексу, министерством выделяются трансферты на развитие дорог местной сети на паритетной основе, то есть 50 процентов из республиканского бюджета, 50 – из местного.
В этом году, по данным ведомства, дорожно-строительные работы проводятся в пяти микрорайонах – Алгабас, Шанырак-1, Акжар, Кайрат, Альмерек, общая протяженность – 129 км.
Выполнено устройство асфальтобетонного покрытия 18 км, до конца года планируется обеспечить твердым покрытием 7 км городских дорог. Кроме того, ремонтируются дороги в микрорайонах Тастыбулак, Шугыла, Ак-Булак, Алгабас, работы будут завершены в ноябре текущего года. Также до конца декабря будут отремонтированы 209 улиц протяженностью более 203 км.
Как заверили в Управлении городской мобильности, в этом году после завершения среднего ремонта дорожного покрытия на улично-дорожной сети в Алматы доля дорог в хорошем и удовлетворительном состоянии будет доведена до 86 процентов. В прошлом году этот показатель составлял 83 процента.
В ходе среднего ремонта будут проведены работы, направленные на предупреждение дорожно-транспортных происшествий и обеспечение безопасности дорожного движения. Это освещение дорог, установка светофоров и специальных дорожных знаков.
По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в автодорожную отрасль Казахстана внедряются принципы FIDIC (Международная федерация инженеров-консультантов), применяющиеся более чем в 80 странах мира.
В FIDIC детально указаны взаимоотношения сторон по контрактам. Отчетливо говорится, как поступать в случае возникновения претензий. Подробно прописано справедливое распределение рисков и вознаграждений.
Также в прошлом году был утвержден Комплексный план системных мер, направленный на повышение качества выполняемых работ и улучшение состояния автодорог. В рамках плана ведется изучение новых технологий дорожного строительства.
В целях повышения качества дорожного полотна была внедрена система определения колейности. В лаборатории научно-исследовательского института КазДорНИИ образцы подвергаются испытаниям, которые имитируют реальные условия эксплуатации. Таким образом, заключение о качестве и долговечности дороги будет вынесено до начала проведения работ по укладке асфальтобетона.
По официальным данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК, на базе НИИ создана Единая база новых технологий и дорожно-строительных материалов. Данным институтом будут формироваться типовые конструкции дорожных одежд для каждого региона с учетом интенсивности движения, расчетных нагрузок.
Исходными данными Единой базы будут руководствоваться при проектировании и строительстве дорог в стране.