ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
30 апреля 2013 | 17:11

Эксперт: Платные автодороги в казахстанских условиях малоприбыльны

Ажар Аширова
Ажар Аширова корреспондент
viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото с сайта vesti.kz Фото с сайта vesti.kz

В силу недостаточной интенсивности движения на магистралях в Казахстане, платные автодороги, как инвестпроект, в казахстанских условиях малоперспективен. Такое мнение в интервью корреспонденту Tengrinews.kz высказал директор одной из консалтинговых компаний Олег Алферов. "Известный автобан Астана - Боровое ежедневно преодолевают не более четырех тысяч транспортных средств. Самой загруженной казахстанской трассой Алматы - Капшагай в высокий сезон ежедневно пользуются 20 тысяч водителей в сутки. Только она превышает порог интенсивности движения, который обеспечивает окупаемость строительства и обслуживание дороги", - сказал Алферов. По его словам, концессионные конкурсы на реконструкцию и эксплуатацию дорог многократно откладываются. "Нет желающих. Интерес инвесторов остывает, когда выясняется, что при инвестцикле в 25 лет стоимость строительства дорог в Казахстане выше европейской, а тарифы не приблизятся к австрийским 0,35 евро за километр. Поэтому Минтранском Казахстана пришел к решению о бюджетном финансировании строительства платных дорог", - прокомментировал он. Между тем, Алферов пояснил, что даже в 143-миллионной России не так много транспортных участков, которые бы всерьез привлекали инвесторов. По его словам, пока в России действуют лишь 430 километров платных дорог при верхней планке тарифа для федеральных дорог чуть ниже четырех евроцентов за километр. "На концессионных дорогах взимается плата порядка 9 евроцентов за километр, то есть на уровне Польши и Португалии", - сообщил директор компании. Напомним, в 2009 году из закона Казахстана "Об автомобильных дорогах" было исключено требование при создании платных автодорог обязательного наличия альтернативного бесплатного проезда (бесплатных дорог-дублеров), качество которого соответствует требованиям государственных стандартов. По словам Алферова, существует довольно аргументированное мнение относительно того, что упразднение этой нормы противоречит реализации конституционного права на свободу передвижения. "Стран, где платные дороги не имеют дублеров, не так много. Мне на память приходит лишь Китай. Беларусь по этому вопросу пока на перепутье. В Европе и США лишь платные тоннели и мосты могут не иметь бесплатных объездных маршрутов", - сказал он. Однако, по словам Алферова, первым проектам Минтранскома Казахстана - трассам Астана - Щучинск, Алматы - Капшагай - альтернатива все же будет. "Кроме того, анонсированная стоимость проезда - один тенге за километр для легковых авто - кратно ниже и европейских, и российских ставок. По сути, это форма компенсации сравнительно невысоких ставок транспортного налога и топливных акцизов. А это основные источники финансирования дорожной инфраструктуры в республике", - пояснил он. В свою очередь, председатель независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков сообщил, что практически во всем мире действует концепция - "пользователи дорог должны платить за право проезда". "Это правило действует и в Америке, и в Европе, и в Азии. Не думаю, что Казахстан сможет обойти эту концепцию", - добавил он. Также собеседник заявил, что, если в Казахстане будут соблюдены условия по автодорогам первой категории, то разумную оплату за возможность проезда по высококачественной скоростной магистрали он считает справедливой. По данным Эдокова, в Алматы на ремонт дорог выделяется в среднем около 400 миллионов долларов в год. "Но судя по состоянию наших дорог, доходит до них значительно меньше", - заявил председатель НАС.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети
В силу недостаточной интенсивности движения на магистралях в Казахстане, платные автодороги, как инвестпроект, в казахстанских условиях малоперспективен. Такое мнение в интервью корреспонденту Tengrinews.kz высказал директор одной из консалтинговых компаний Олег Алферов. "Известный автобан Астана - Боровое ежедневно преодолевают не более четырех тысяч транспортных средств. Самой загруженной казахстанской трассой Алматы - Капшагай в высокий сезон ежедневно пользуются 20 тысяч водителей в сутки. Только она превышает порог интенсивности движения, который обеспечивает окупаемость строительства и обслуживание дороги", - сказал Алферов. По его словам, концессионные конкурсы на реконструкцию и эксплуатацию дорог многократно откладываются. "Нет желающих. Интерес инвесторов остывает, когда выясняется, что при инвестцикле в 25 лет стоимость строительства дорог в Казахстане выше европейской, а тарифы не приблизятся к австрийским 0,35 евро за километр. Поэтому Минтранском Казахстана пришел к решению о бюджетном финансировании строительства платных дорог", - прокомментировал он. Между тем, Алферов пояснил, что даже в 143-миллионной России не так много транспортных участков, которые бы всерьез привлекали инвесторов. По его словам, пока в России действуют лишь 430 километров платных дорог при верхней планке тарифа для федеральных дорог чуть ниже четырех евроцентов за километр. "На концессионных дорогах взимается плата порядка 9 евроцентов за километр, то есть на уровне Польши и Португалии", - сообщил директор компании. Напомним, в 2009 году из закона Казахстана "Об автомобильных дорогах" было исключено требование при создании платных автодорог обязательного наличия альтернативного бесплатного проезда (бесплатных дорог-дублеров), качество которого соответствует требованиям государственных стандартов. По словам Алферова, существует довольно аргументированное мнение относительно того, что упразднение этой нормы противоречит реализации конституционного права на свободу передвижения. "Стран, где платные дороги не имеют дублеров, не так много. Мне на память приходит лишь Китай. Беларусь по этому вопросу пока на перепутье. В Европе и США лишь платные тоннели и мосты могут не иметь бесплатных объездных маршрутов", - сказал он. Однако, по словам Алферова, первым проектам Минтранскома Казахстана - трассам Астана - Щучинск, Алматы - Капшагай - альтернатива все же будет. "Кроме того, анонсированная стоимость проезда - один тенге за километр для легковых авто - кратно ниже и европейских, и российских ставок. По сути, это форма компенсации сравнительно невысоких ставок транспортного налога и топливных акцизов. А это основные источники финансирования дорожной инфраструктуры в республике", - пояснил он. В свою очередь, председатель независимого автомобильного союза (НАС) Эдуард Эдоков сообщил, что практически во всем мире действует концепция - "пользователи дорог должны платить за право проезда". "Это правило действует и в Америке, и в Европе, и в Азии. Не думаю, что Казахстан сможет обойти эту концепцию", - добавил он. Также собеседник заявил, что, если в Казахстане будут соблюдены условия по автодорогам первой категории, то разумную оплату за возможность проезда по высококачественной скоростной магистрали он считает справедливой. По данным Эдокова, в Алматы на ремонт дорог выделяется в среднем около 400 миллионов долларов в год. "Но судя по состоянию наших дорог, доходит до них значительно меньше", - заявил председатель НАС.
Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.01  course down  536.3  course down  5.17  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer