ОЦЕНИТЕ РАБОТУ АКИМА
05 марта 2018 | 14:04

Чем исламский банкинг отличается от традиционного, разъяснил эксперт

Павел Атоянц Журналист

ПОДЕЛИТЬСЯ

Иллюстративное фото с сайта pexels.com Иллюстративное фото с сайта pexels.com

Исламский банк не торгует временем и деньгами, но может делать наценку, используя такие финансовые инструменты, как аренда и перепродажа, а также требовать возврат долга в суде. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор департамента риск-менеджмента и комплаенса исламских финансов АО "Аль Сакр Финанс" Адильбек Рыскулов, отвечая на вопрос о разнице между исламским и традиционным банкингом.


Иконка комментария блок соц сети

Исламский банк не торгует временем и деньгами, но может делать наценку, используя такие финансовые инструменты, как аренда и перепродажа, а также требовать возврат долга в суде. Об этом корреспонденту Tengrinews.kz рассказал директор департамента риск-менеджмента и комплаенса исламских финансов АО "Аль Сакр Финанс" Адильбек Рыскулов, отвечая на вопрос о разнице между исламским и традиционным банкингом.

Как напомнил эксперт, исламские банки работают таким образом, чтобы вся их деятельность соответствовала принципам шариата. В первую очередь, запрещается заниматься ростовщичеством. Но, к примеру, взимание долга, напротив, не противоречит исламским принципам.

"Шариат со своей позиции четко указывает, что любые долги, любые обязательства обеих сторон по договору должны выполняться в полном объеме. Если клиент по каким-то причинам не платит, то  исламская компания должна в первую очередь войти в положение клиента. Если выясняется, что по каким-то причинам клиент просто напросто не выплачивает, потому что не хочет этого делать, или скрывается, или присутствуют признаки мошенничества, то в этом плане любая исламская компания в рамках действующего законодательства и шариата имеет полное право обратиться в суд и потребовать возврата всех долгов, которые имеются", - пояснил Рыскулов.

Также он добавил, что если традиционные банки рассматривают  штрафы как одну из форм получения прибыли и заинтересованы в том, чтобы штрафы были крупными, то для исламского банка это лишь дисциплинирующая мера. Взыскав штраф, исламский банк не может зачислить эти деньги себе в прибыль, а обязан направить их на благотворительность. Получение прибыли путем взимания штрафов запрещено с точки зрения шариата.

Эксперт рассказал, как зарабатывают исламские финансовые организации. Существуют три основных направления: торговля, аренда и партнерство.

"Если мы говорим о торговле, то здесь применяется торговая рассрочка. К примеру, если клиенту необходимо приобрести какой-то товар: машину, квартиру или какое-то оборудование для бизнеса, то банк приобретает это оборудование себе в собственность и перепродает клиенту в рассрочку, но с определенной торговой наценкой.

Второй механизм базируется на принципах аренды. Исламская финансовая организация приобретает какой-то объект в собственность и сдает либо в аренду, либо в лизинг на определенный срок. По окончании данного срока он передается клиенту на основании отдельного договора в окончательную собственность.

Третий механизм - это механизм партнерства, который применяется исламскими финансовыми организациями как для финансирования клиентов, так и для привлечения депозитов от клиентов. Если это предоставление финансирования на развитие бизнеса, то банк становится одним из участников данного бизнеса, равноправным партнером с определенной долей и разделяет данные риски с клиентом. Если бизнес не пошел, прогорел, то убыток несут и банк, и клиент. Та же самая опция имеется в отношении депозитов. Если клиент открывает так называемый инвестиционный депозит, то прибыль или даже возврат суммы, которая была изначально положена на депозит, не гарантируется. Если  банк понесет убытки, то и клиент тоже эти убытки понесет", - рассказал Рыскулов.

В заключение эксперт добавил, что наценка в описанных выше случаях не противоречит шариату. 

"Разница заключается в том, что традиционный банк дает деньги в долг и, по сути, торгует временем, торгует деньгами. С точки зрения шариата ни деньги, ни время не являются объектом торговли. Должен быть некий товар, которым ты можешь торговать и делать свою наценку. Инвестиционные банки, как они понимаются за рубежом, инвестируют через определенные инвестиционные фонды либо через брокерские компании. В этом компоненте есть свои исламские альтернативы, которые базируются на принципах партнерства", - заключил эксперт.

В феврале 2018 года председатель Национального Банка Данияр Акишев прокомментировал развитие исламского банкинга в Казахстане. Среди прочего он отметил, что в сравнении с обычными банковскими продуктами исламские продукты могут оказываться дороже даже при отсутствии процентного вознаграждения.

"Понятно, что наценка в исламском банкинге осуществляется иным способом. Тем не менее проводились расчеты, и мы видели, что отдельные исламские продукты получаются гораздо дороже для граждан. Поэтому в конечном итоге, наверное, совокупность всех этих факторов пока приводит к тому, что исламское финансирование в Казахстане, несмотря на то, что созданы все условия, пока находится на начальной стадии", - пояснил Акишев.

Кроме того, по информации Нацбанка, депозиты в исламских банках не подлежат гарантии со стороны Казахстанского фонда гарантирования депозитов.

Читайте также
Join Telegram
Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню

Курс валют

 496.01   523.53   4.96 

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети