Казахстанцы стали экономить на одежде и отдыхе. Такое мнение озвучила руководитель направления потребительских исследований Nielsen Виктория Плотницкая на международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn 2016, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Казахстанцы стали экономить на одежде и отдыхе. Такое мнение озвучила руководитель направления потребительских исследований Nielsen Виктория Плотницкая на международной выставки моды Central Asia Fashion Autumn 2016, передает корреспондент Tengrinews.kz.
По ее словам, согласно проведенному опросу 54 процента опрошенных заявили, что сократили расходы на одежду, обувь и модные аксессуары, 50 процентов урезали свои расходы в сфере развлечения вне дома. В свою очередь 43 процента казахстанцев стали экономить на отпусках, 39 процентов - на технике, 34 процента - на продуктах питания, а 29 процентов опрошенных отложили замену предметов домашнего обихода.
Плотницкая также отметила, что во втором квартале 2016 года сектор туризма сократился на 8 процентов, ресторанный бизнес просел на 40 процентов, мобильная связь потеряла 36 процентов прибыли, а автомобильная индустрия рухнула на 50 процентов. По ее данным, самый пострадавший сектор в продажах - непродовольственный, куда входит рынок фешн-ритейла.
На фоне кризиса, по словам Плотницкой, у казахстанского потребителя появилась стойкая привычка экономить, даже если у него остаются свободные деньги. "42 процента опрошенных говорят о том, что состояние их личных финансов в ближайший год неплохое. Это значит, что у народа деньги есть, однако при этом 73 процента опрошенных говорят о том, что сейчас не самое подходящее время для трат. Максимальный режим экономии у казахстанцев по-прежнему продолжается. Хотя в целом уже наблюдается положительная динамика на 7 процентов по сравнению с предыдущим кварталом 2016 года", - привела такие данные эксперт, добавив, что у 81 процента казахстанцев остаются свободные деньги после покрытия обязательных расходов.
Ранее президент общественного фонда "Центр социальных и политических исследований "Стратегия" Гульмира Илеуова рассказала, что расходы у граждан при росте цен на товары будут снижаться. "Либо они будут брать продукты похуже, либо будут экономить на связи, транспорте, развлекательных мероприятиях. Допустим, в Алматы самые дорогие услуги, в том числе развлекательные мероприятия. Соответственно, можно предположить, что по этим направлениям тоже будет ужиматься бюджет", - пояснила социолог, добавив, что самой большой статьей расходов казахстанцев являются расходы на продукты питания (43,5 процента).
Помимо этого, по данным компании Nielsen, около 50 процентов жителей страны стали экономить на свежих продуктах (мясо, рыба, овощи и фрукты), расходы на которые занимают значительную долю семейного бюджета, а 43 процента снизили расходы на дорогие продукты. В целом те, кто вынужден адаптироваться к растущим ценам, чаще всего начинают покупать только самые необходимые товары, снизив расходы на дорогие продукты (43 процента).