ОЦЕНИТЕ ДЕПУТАТОВ МАЖИЛИСА
19 января 2016 | 15:36

Казахстанцы могут не платить за покупки в случае нерасторопности банков - эксперт

viewings icon comments icon

ПОДЕЛИТЬСЯ

whatsapp button telegram button facebook button
Фото с сайта finance.obozrevatel.com Фото с сайта finance.obozrevatel.com

В случае, если банк, обслуживающий POS-терминал, в течение 30 дней не принял меры по списанию суммы платежа с карточки, то покупка может обойтись клиенту совершенно бесплатно, даже если он получил товар или услугу в полном объеме. Об этом Tengrinews.kz сообщил начальник отдела по работе со СМИ и общественностью Казкоммерцбанка Сергей Чикин. Он уточнил, что такие действия возможны согласно правилам международных платежных систем.

whatsapp button telegram button facebook button copyLink button
Иконка комментария блок соц сети

В случае, если банк, обслуживающий POS-терминал, в течение 30 дней не принял меры по списанию суммы платежа с карточки, то покупка может обойтись клиенту совершенно бесплатно, даже если он получил товар или услугу в полном объеме. Об этом Tengrinews.kz сообщил начальник отдела по работе со СМИ и общественностью Казкоммерцбанка Сергей Чикин. Он уточнил, что такие действия возможны согласно правилам международных платежных систем.

Он пояснил ситуацию на примере. Как рассказал Чикин, в августе 2015 года он приобрел продукты на 10 000 тенге в одном из супермаркетов, расплатившись карточкой. Сумму тогда заблокировали, но в течение 30 дней не списали. Спустя четыре месяца списание провести все-таки решили. В результате у Чикина на счету образовался так называемый овердрафт - это специальный мгновенный кредит, предоставляемый банком, когда на счету недостаточно средств для оплаты. Увидев, что у него минусовой баланс, Чикин отправился в банк. "Я попросил на ресепшене форму для карточных споров, заполнил ее и сдал начальнику отделения. На все у меня ушло около пяти минут. И вот, всего через два дня мне пришел полный возврат списанной суммы за транзакцию. Получается, что та покупка четырехмесячной давности обошлась мне абсолютно бесплатно", - рассказал он.

Представитель банка пояснил, что по правилам международных платежных систем (МПС) при оплате товара или услуги сначала банком владельца карточки блокируется сумма на карте. Потом должно прийти так называемое финансовое представление от банка-владельца POS-терминала на списание блокированной суммы. На это дается 30 дней. "Если оно в банк не поступило, неважно, по какой причине, такую транзакцию можно оспорить, а покупка вам может обойтись совершенно бесплатно, даже если вы получили товар или услугу в полном объеме", - говорит Чикин. Он пояснил, что причиной, по которой он все же решил оспорить оплату товаров был тот факт, что из-за задержки со списанием у него на карте образовался овердрафт, за который надо платить как за кредит (около 20 процентов годовых) и по которому могут начислить пени.

Он также уточнил, что все это работает в случае, если в транзакции участвуют разные банки. "Транзакция состоит из двух частей - блокировка и последующее списание. Так сделано, потому что карточка может быть одного банка, а POS-терминал - другого. В случае, когда все принадлежит одному банку, это происходит достаточно быстро, в течение нескольких минут. В случае, когда участвуют разные банки, должен быть обмен документами - ведь не исключена ошибка, могут быть проблемы с безопасностью. То есть, банк, обслуживающий POS-терминал, должен прислать в обслуживающий карточку банк документы, в которых укажет, что была такая-то покупка на такую-то сумму в такое-то время. На это дается 30 дней", - сказал Чикин. По его словам, в течение 30 дней блок на сумму автоматически снимается. Чикин отметил, что в итоге покупатель, принявший усилия по оплате денег, не несет ответственности за оплату товара.

Аналогичную позицию выразили в Kaspi bank. Представители финансового института отметили, что если банк по техническим или иным причинам не провел покупку вовремя и изъял деньги спустя 30 дней после проведения операции, клиент может подать заявку в свой банк об оспаривании операции. "Банк, которому принадлежит POS-терминал, в этом случае обязан вернуть деньги", - сообщили в Kaspi bank. "По правилам МПС, банк-владелец POS-терминала должен отправлять финансовый документ на списание максимум в течение 30 дней. Если сумма списана позже, такую покупку можно оспорить. Право не платить за покупку у клиента возникает при просрочке совершения проведения оплаты банком владельцем POS-терминала", - пояснили в пресс-службе. Уточняется, что в данном случае вопрос регулируется МПС в пользу клиента.

В АТФБанке также подтвердили возможность оспорить транзакцию. "Если в указанные сроки банк-эмитент (банк, выпустивший карточку) не получит финансовый документ, то может отказать в акцепте при нарушении сроков со стороны банка-эквайера (владельца терминала. - Прим. автора)", - заявили в пресс-службе. Отмечается, что если в договоре между банком-эмитентом и держателем карточки не прописаны особые условия, клиент-держатель карточки может оспорить любые операции, списание по которым произошло через 30 дней и более, после факта оплаты за покупку.

Читайте также
Join Telegram Последние новости
Лого TengriNews мобильная Лого TengriSport мобильная Лого TengriLife мобильная Лого TengriAuto мобильная Иконка меню мобильная
Иконка закрытия мобильного меню
Открыть TengriNews Открыть TengriLife Открыть TengriSport Открыть TengriTravel Открыть TengriGuide Открыть TengriEdu Открыть TengriAuto

Курс валют

 516.01  course up  536.3  course up  5.17  course up

 

Погода

 

Редакция Реклама
Социальные сети
Иконка Instagram footer Иконка Telegram footer Иконка Vkontakte footer Иконка Facebook footer Иконка Twitter footer Иконка Youtube footer Иконка TikTok footer Иконка WhatsApp footer