10 октября 2018 05:14

Европа утыкана ледяными иглами размером с пятиэтажный дом - ученые

© NASA © NASA

Спутник Юпитера Европа может быть опоясан регионом гигантских ледяных игл, который тянется вдоль всего экватора и крайне опасен при посадке космических зондов. Об этом говорится в статье, опубликованной в журнале Nature Geosciences, сообщает N+1.

Высота ледяных игл (кальгаспор) достигает 15 метров, то есть пятиэтажного дома. При этом образования могут находиться на расстоянии всего 7,5 метра друг от друга.

Рождение кальгаспор во многом связано с процессами абляции, циклического подтаивания и замерзания воды при низких температурах и определенном уровне солнечной радиации.

На Земле ледяные иглы обычно образуются в условиях высокого стояния солнца и сухого, холодного воздуха, и поэтому ученые предположили, что на экваторе Европы тоже могут встречаться подобные образования.

Кальгаспоры в пустыне Атакама. © ESO

Планетологи под руководством Дэниела Хобли (Daniel E. J. Hobley) из Кардиффского университета провели компьютерное моделирование, в котором воссоздали условия, господствующие на спутнике.

Исследователи рассчитали скорость сублимации доступной на поверхности воды и сравнили ее со скоростью эрозии, связанной с различными процессами - падением метеоритов и влиянием заряженных частиц.

Выяснилось, что области с широтой выше 23 градусов хорошо подходят для образования кальгаспор. В среднем скорость их роста, согласно моделированию, составила около 0,3 метра за миллион лет.

Однако рассмотреть ледяные иглы на Европе пока что нельзя: технические ограничения современных телескопов не позволяют это сделать.

Европа считается одним из наиболее привлекательных объектов для исследования в Солнечной системе. Внешние характеристики объекта косвенно указывают на то, что под ее ледяной корой может быть спрятан жидкий океан, потенциально подходящий для существования внеземной жизни.

По словам главы NASA Джима Брайденстайна, в будущем американское космическое агентство планирует отравить роверы для исследования Европы. "Спутник Юпитера может быть следующим объектом, который мы посетим", - сказал он.