27 марта 2018 03:34

У самого длинного животного на Земле обнаружен новый вид яда

Шокан Алхабаев Старший корреспондент

Фото: University of Queensland. Фото: University of Queensland.

В выделениях морских червей Lineus longissimus обнаружен новый класс нейротоксинов, избирательно действующих на членистоногих. Новое вещество может пригодиться в борьбе с вредителями сельского хозяйства и разных областях биотехнологии. О достижении сообщает научная статья, опубликованная в журнале Scientific Reports командой во главе с Улфом Геранссоном из Уппсальского университета.

По словам ученых, изучение разных "экзотических тварей" приносит большую пользу человечеству. Они заявляют, что каждое животное - это химическая лаборатория. На сей раз у Lineus longissimus, длина  которого составляет 55 метров, нашли новый вид яда. Команда Геранссона изучала слизь, которую это существо выделяет в ответ на раздражение. В ее составе ученые обнаружили новое семейство токсичных белков. Эти яды авторы назвали α-мермеридами.

Исследовав выделения других видов рода Lineus, ученые обнаружили, что арсенал червей состоит в основном из восьми токсинов этого семейства. Самый распространенный из них получил обозначение α-1. Выяснилось, что он состоит из 31 аминокислотного остатка. С помощью ядерного магнитного резонанса авторы выяснили трехмерную структуру молекулы.

Этот червь длиннее любого другого животного на планете

Испытания показали, что α-1 чрезвычайно опасен для членистоногих. Например, зеленые крабы (Carcinus maenas) умирают уже от дозы в один микрограмм на килограмм массы. Новый токсин также легко убивает рыжих тараканов, мушек-дрозофил и клещей рода Varroa.

При этом опасное вещество "тонко настроено" на особенности нервных клеток членистоногих и совсем не так опасно для других животных и человека. По словам ученых, это открывает путь к его использованию в качестве инсектицида. Отмечается, что круг его возможных применений этим не ограничивается.

"Белки морских улиток, змей, пауков и яды скорпионов использовались как лекарства, фармакологические инструменты, а также в области биотехнологии и сельского хозяйства", - приводит слова соавтора исследования Йохана Розенгрена "Вести.Наука".

Мы отправим новости на ваш телефон. Подписывайтесь в Telegram @tengrinews