25 апреля 2016 09:58

Ученые обнаружили бактерии, обладающие суперспособностями

Изображение с сайта lenta.ru Изображение с сайта lenta.ru

Ученые Института Макса Планка изучили бактерию Pseudomonas syringae, способную замораживать окружающую ее воду, сообщает Lenta.ru со ссылкой на публикацию журнала Science Advances.

Исследователи выяснили, что структура специфического белка на мембране бактерии способна усиливать образование льда. В обычных условиях чистая вода может замерзать при гораздо более низкой температуре (до минус 36 градусов по Цельсию), что называется сверхохлаждением воды. Некоторые микроорганизмы имеют на поверхности своей мембраны белки, которые провоцируют образование кристаллов льда при температуре немного ниже точки плавления. Это необходимо для того, чтобы лед, способный повредить клетки, образовывался на относительно безопасном расстоянии.

Для замораживания воды бактерии используют белок inaZ, который закреплен на внешней стороне клеточной мембраны и имеет активные участки, провоцирующие образование кристаллов льда. Структура этих участков, которая могла бы служить своего рода шаблоном для ориентации молекул воды, недостаточна для образования льда, как предполагали ранние гипотезы, однако может играть важную роль в этом процессе. Также белковые компоненты оказались способны удалять тепло из окружающей среды.